Читайте на Zefir.ua

Sounds from… джазовый взгляд на музыку известных композиторов

Интервью с джазовой пианисткой Натальей Лебедевой и джазовой вокалисткой Лаурой Марти, авторами проекта Sounds from…

Начинать знакомство с миром джаза следует, взяв в проводники авторитетных и проверенных людей… и знакомый материал. Увлекательное путешествие и полное погружение в звуки обеспечит проект SOUNDS FROM…, задуманный Натальей Лебедевой и Лаурой Марти.  НАТАЛЬЯ ЛЕБЕДЕВА – один из символов украинского джаза, пианистка, композитор и бэнд-лидер. ЛАУРА МАРТИ – джазовая вокалистка и композитор. А Sounds from… – это серия концертов, и каждый из них – путешествие по мирам одного из целой плеяды великих джазовых композиторов и исполнителей. В пятницу, 8 декабря, в Доме «Мастер Класс» прозвучат Sounds from… Мишель Легран.

Ваша программа носит название Sounds from. А какое звучание и звуки любите Вы?
Лаура:

Мне с детства нравились звуки пианино, потому что дома у нас стояло старое пианино «Украина», на котором занималась моя старшая сестра Кристина. Не проходило дня, чтобы мы не перебирали его клавиши. Сочетание голоса и пианино, наверное, одна из самых любимых моих комбинаций. Мне очень нравится также всевозможные этнические барабаны, дудук, контрабас… На самом деле все инструменты прекрасны и имеют свое неповторимое звучание. Выбор инструмента часто зависит от музыкального материала. Какого ты хочешь добиться настроения, красок, тембра, что хотелось бы передать зрителю, какое состояние и ощущения хотелось бы оставить в его сердце после услышанного и во время концерта, и во время прослушивания твоей композиции. Потому что они всего лишь средство лучшего донесения музыкального произведения. Инструменты от произведения к произведению всегда звучат по-разному, переливается новыми красками и оттенками.

Музыку же можно услышать во всем: в щелчках затвора фотоаппарата, в звуках лифта… Забавно, лифт в моем доме, спускаясь с пятого этажа, выдает ноту «ля». Есть даже целое музыкальное течение, построенное на таком эффекте – шумовой оркестр.

Наталья:
Любой звук может стать основой для создания музыки. Звук – это не визуальная, а эмоциональная краска. Когда-то на меня произвела огромное впечатление работа композитора в фильме Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Одна из мелодий в нем создана при помощи индустриальных шумов.

Мне нравятся звуки города. И очень люблю звуки природы. Но не музыку на природе. Звуки природы самоценны, а музыка – это уже совсем другой уровень звучания.

Из музыкальных инструментов я очень люблю звучание вибрафона. Когда я услышала игру на вибрафоне Милта Джексона, поняла, что хочу играть на этом инструменте и хочу играть джаз. И пошла восстанавливать навыки игры на фортепиано. Особенно люблю звучание фортепианного трио.

Лаура:
Мишель Легран, которому мы посвятили нашу первую программу, говорит, что практически никогда не пишет музыку за инструментом, он сочиняет, слушая тишину: «На рояле у меня всего 88 нот, в то время как в тишине – миллионы».

Кто придумал название программы?
Лаура:
Мы долго искали такое название, которое будет звучать изысканно, и понятно. Его подсказал нам Алексей Коган. Он мастер хлестких названий! Оно лаконичное, красивое и говорящее.

Наталья:
И все равно мне кажется, что оно получилось немного вычурным. На самом же деле каждая наша программа – это просто songbook, книга песен.

Кто герои Ваших программ?
Наталья:
Мы только начали нашу серию концертов. В первую очередь мы выбираем композиторов, чьи композиции стали джазовыми стандартами. Такого материала очень и очень много – на годы, если делать одну программу в месяц. (Смеется.)

Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к джазу. Есть проекты авторской музыки, их играют чаще. А есть классика джаза. Большинству эти темы хорошо знакомы, но мало кто знает имена авторов, где эти композиции звучали, а тем более историю их создания. Так недавно, когда я занималась дома, ко мне постучался сосед, чтоб спросить, как называется тема, которую я играю. Молодой парень вышел покурить, стоял, слушал, и никак не мог вспомнить, где же он слышал эту мелодию.  Я играла как раз тему из сериала «Питер Ганн» Генри Манчини.

Мне кажется, что у Sounds from… очень интересный и полезный формат: помимо того, что ты слушаешь концерт, ты можешь узнать много дополнительной информации. Говорят: «Джаз – это очень сложно». Да, иногда джаз – это сложно, если ты ничего не знаешь об этой музыке, но если приоткрыть историю ее создания, что-то узнать о человеке, написавшем эти композиции, –может быть он станет ближе.

Лаура:
Раньше мы очень много играли в дуэте с Наташей, сейчас немного реже получается. Много разных проектов. Голос и пианино – это одно из моих любимых сочетаний, как я уже говорила. Плюс, вариант дуэта тем интересен, что когда на сцене всего два человека появляется много свободы и каждый концерт может быть достаточно неожиданным, у тебя «развязаны руки», так сказать, можешь не так крепко придерживаться формы, развивать прямо на ходу, просто внимательно друг друга слушать нужно. Большим составом это гораздо сложнее. Во время концерта я очень много рассказываю: о композиторе, его музыке. Первые две программы мы посвятили композиторам – авторам музыки для кино – Мишелю Леграну и Генри Манчини. После первых двух программ оказалось, что многие не смотрели ни «Завтрак у Тиффани», ни «Розовая пантера», ни «Шербурские зонтики» ни другие знаменитые фильмы. Да и я во время подготовки программы сделала для себя много удивительных открытий.

Наталья:
Наши концерты из серии Sounds from… – это не иллюстрация, а интерпретация знаменитых произведений. Чтобы Вы правильно поняли, если ты исполняешь произведение в оригинальной версии или близко к оригиналу – это иллюстрация. А если вносишь что-то свое – а в джазовой музыке невозможно иначе – это интерпретация.

Поначалу главными исполнителями в Sounds from… были голос и пианино. Сейчас вы решили пригласить джаз-бенд. Почему?

Лаура:
Мы с Наташей решили повторить программу Мишеля Леграна, очень уж красивая у него музыка. Естественно, захотелось добавить новых красок в звучание. Вот и пригласили хороших музыкантов, друзей, присоединиться к нам в этом концерте: саксофониста Богдана Кравчука, контрабасиста Ярослава Товарянского и барабанщика Сергея Юзвика.

Кого Вы ожидаете увидеть на концертах – неофитов, только знакомящихся с джазом, или «динозавров»?
Наталья:
Мы ожидаем увидеть любых людей. Не обязательно, чтобы слушатель был как-то особенно готов. Он должен быть просто открыт. Нам важен контакт с публикой. И тогда будет воспринята даже самая сложная, самая необычная, самая «страшная» музыка. Почему «страшная»? Потому что многие в джазе слышат набор звуков – много нот, странных и необычных.

Конечно, гораздо легче воспринимать поп-музыку, спетую со словами мелодию под готовый и одинаковый плейбэк. В джазовой же музыке существует очень много измерений, которые создает каждый музыкальный инструмент, и он не обязательно следует за мелодией: он может ей противоречить, а может существовать параллельно. Сочетания звуков для непривыкшего уха часто кажутся острыми и напряженными. В современном звучании можно услышать еще больше диссонансов, в этом тоже есть своя красота, к которой надо привыкнуть.

А как Вы познакомились с джазом?
Лаура:
Достаточно поздно. Хотя я вместе с сестрой часто слушала ее пластинку с записями Эллы Фицджеральд, Билли Холидей и Френка Синатры. Эта музыка мне казалась красивой, сложной, притягивающей, но оставалась непонятной. Осознанно я открыла для себя джаз, когда решила поступать в Киев (я родом из Харькова) на джазовое отделение в училище Глиэра. Недавно мы с мамой вспоминали, что я вообще не собиралась заниматься джазом, просто так получилось. Я готовилась к поступлению на композиторский факультет Харьковской консерватории, но тут что-то перемкнуло в голове: я вспомнила, что я всю жизнь мечтала петь (на какое-то время я перестала петь из-за сильной мутации голоса), но если я сейчас поступлю на композитора, то «закрою» себя на целых пять лет. В течение месяца, сжав кулаки и сцепив зубы, я учила три джазовых стандарта, для меня тогда совсем нелегких: Lush life, There Is No Greater Love и Bye Bye Blackbird, готовясь к поступлению. Это и было мое первое знакомство с джазом.

Наталья:
Я сначала познакомилась с джазом, а потом с Коганом. (Смеется.) Джазовое фортепиано – это мое второе образование. Первое я благополучно для себя закрыла, когда услышала джаз и увидела людей, которые его играют. В детстве я училась в музыкальной школе, но учиться, как следует, мне мешало плохое поведение. (Смеется.) Я поняла, что хочу восстановить навыки и радикально поменять профессию. Я стала слушать все, восхищалась людьми, которые могут извлечь невероятные ноты, не имея нотного текста перед глазами, теми, кто может импровизировать. Я поступила в училище Глиэра, и оказалась в своей естественной среде обитания. Играть джаз – это был выбор души и сердца, а не ума, я не думала ни о карьере, ни о заработках.

Чувствуете, что сейчас появилась мода на джаз?
Наталья:
Когда я начинала, джаз был не популярен. Более того, тогда чтобы научиться играть – нужны были годы, современные дети уже за год начинают импровизировать. Сейчас же джаз стал занимать все большее пространство в культурной жизни страны. Это естественный процесс, потому что и в политическом, и в культурном плане страна стала другой, открытой. У людей появилась возможность получать информацию. И дело даже не в джазе. Это касается всех музыкальных жанров. Обратите внимание на живопись, моду, там происходят те же процессы.

Но на мой взгляд, мода – продукт, отчасти искусственно созданный. Джаз просто наконец занял свое естественное место в пространстве. Ему больше не надо бороться за место под солнцем. Люди ментально стали свободнее, слетели годами взращиваемые рамки восприятия.  Думаю, только открытые люди могут воспринимать музыку, включая крутой авангард, панк и все остальное.

Лаура:
Джаз действительно становится и стал модным, чему я очень рада. И благодарна: и фестивалю Leopolis Jazz Fest (ранее Alfa Jazz Fest), и команде Jazz in Kiev, и всем-всем организаторам фестивалей и концертов в разных городах Украины, которые таким образом популяризируют джаз.

Понятно, что джаз не будет таким массовым, как поп-музыка. Это и нестрашно. Джаз – элитарная музыка, непростая. Однако он может быть более популярным: люди тянутся и хотят его слушать, но по-прежнему телевидение, радио и журналы считают его не форматом. И спасибо всем, кто потихоньку начинает обращать на джаз свое внимание. Спасибо Леше Когану, который во времена железного занавеса давал людям возможность знакомиться с этой музыкой, я от многих музыкантов и не музыкантов слышу благодарность в его адрес. Приятно, что, когда привозят музыкантов такой величины, как: Чик Кориа, Бобби Макферрин, Лешек Моджер, Виджай Айер залы полные. И на украинских музыкантов тоже хорошо ходят. Это правда радует.

Кого мы услышим в ближайшее время в вашем исполнении?
Наталья:
Ричарда Роджерса. Это композитор, который писал очень красивую музыку. У него очень много хитов.

Лаура:
Он автор Blue Moon, My Funny Valentine.

Наталья:
Автор множества джазовых стандартов. Моя любимая композиция – это песня My favorite things из фильма «Звуки музыки».

Лаура:
Он написал 900 песен и 40 бродвейских мюзиклов. Ричард Роджерс один из двух композиторов в мире, который получил абсолютно все авторитетные премии:«Оскар», «Грэмми», «Эмми», «Тони» и Пулитцеровскую премию.

Наталья:
И если музыку того же Леграна легко узнать по определенному интонированию и такому очень французскому налету, то Роджерс по-американски разнообразен.

Наталья:
Одну из программ мы обязательно посвятим Телониусу Монку. И хотя нельзя сказать, что это композитор-песенник, тем не менее, на его музыку написано очень много текстов. Он звучит очень необычно, остро. И обязательно расскажем о Джордже Гершвине. Потому что его творчество стало классикой.

Что для Вас вкус жизни?
Лаура:
Вкус жизни – это когда ты утром встаешь и улыбаешься, потому что тебе хочется свернуть горы. Как в детстве, когда ты просыпаешься, и просто радуешься, что начался новый день.

Наталья:
Вкус жизни в желании что-то делать, неважно что, вкус в самом процессе, в движении и развитии. (Смеется.)

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Лидия Новохатько, Александр Зубко, Вероника Клим-Герасиомва

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях