Читайте на Zefir.ua

Жизнь, любовь и смерть Фанни Каплан

fanny-1
Интервью с режиссером фильма «Моя бабушка Фанни Каплан» Аленой Демьяненко и исполнительницей главной роли Катериной Молчановой

Сейчас в прокате во всех кинотеатрах Украины идет драма «Моя бабушка Фанни Каплан». Возможно, Вы уже посмотрели этот фильм и ищете ответы на возникшие вопросы, возможно, еще только собираетесь его смотреть, или сомневаетесь, стоит ли. ZEFIR.UA пришел на помощь и поговорил с режиссером картины АЛЕНОЙ ДЕМЬЯНЕНКО и исполнительницей главной роли КАТЕРИНОЙ МОЛЧАНОВОЙ о том, почему обратились к образу Фанни Каплан, где в фильме кроется историческая правда, о разнице между цивилизованным миром и «страной советов» и о деталях, на которые стоит обратить внимание при просмотре.

Дополнительно о фильме можно почитать ЗДЕСЬ.

fanny-24
Катя Молчанова и Алена Демьяненко

Насколько у Кати получилось воплотить образ Фанни, который Вы мысленно нарисовали, когда работали над сценарием?
Алена:
Был только визуальный образ, которому Катя соответствовала идеально. Нам ее предложила попробовать бывшая глава комитета Госкино Екатерина Копылова: она видела рабочие материалы фильма «Моя русалка», мы видели только трейлер, но не обратили внимания… Мы позвонили Кате и попросили прийти. Она как раз недалеко была – на площади Победы. Открылась дверь, вошла Катя в круглых темных очках, в похожих мы потом видим главную героиню. И, собственно, в этот самый момент наш кастинг на роль Каплан закончился. Потом были пробы с Мирославом Слабошпицким, и они стали для нас системой координат, в которой мы увидели и услышали фильм. Это был взаимный процесс – мы не делали из Кати Каплан, а с ней вместе создавали Каплан, руководствовались ее внутренними переживаниями. И мучили ее, сильно-сильно… она так плакала. (Смеется.) Вы видели наш making of, когда Катю заставляют играть сцену, где она рыдает? Ее там так жалко.

Катя: Я боялась этой сцены, много над ней думала. А из-за того, что был перерыв в съемках, то и поднакопилось мыслей.
Алена: А вот не надо думать. Я тебе говорила – не думай. Мне, когда учили водить машину, говорили: самое главное, Алена, не думайте, езжайте. Когда вы начинаете думать, это конец. Я тоже часто Кате говорила то же самое. Такое нельзя надумать – это какое-то другое состояние души.

Катя: То есть проработка персонажа по Станиславскому не работает что ли?
Алена:
Нет, Станиславский работает, конечно. (Смеется.) Но это, наверное, как знаки дорожного движения – ты же не останавливаешься перед знаком не достаешь справочник и не начинаешь его изучать. Это просто должно на автомате происходить.

А какие роли Вы распределили заранее, даже без проб?
Алена:
Точно знала, что Ленина в нашем фильме будет играть Алексей Девотченко. Хотя он и приезжал на пробы: мне же нужно было убедиться в своем выборе. Это как раз был период Майдана: он ходил по Киеву с желто-блакитной ленточкой. Он с большим энтузиазмом относился ко происходящему в Украине и в поддержку нашей страны зачитывал стихи Васыля Стуса на Болотной площади в Москве.

fanny-8
Алексей Девотченко в роли Ленина

А как Вам пришло в голову пригласить столь знаменитого режиссера Мирослава Слабошпицкого?
Алена:
Это было еще до мирового триумфа фильма «Племя». (Смеется.) Мирослав играет младшего брата Ленина – Владимира Ульянова, как бы маленького Ленина. А маленького Ленина я всегда представляла таким, каким он изображен на октябрятской звездочке: круглолицый мальчик в кудряшках. И Мирослав на каком-то подсознательном уровне у меня ассоциируется с этим изображением. Я понимаю, что связь тут странная. (Смеется.) Когда начались пробы, я поняла, что пригласить Мирослава было единственно правильным решением. Когда в кадре личность – это дорогого стоит.

fanny-31
Мирослав Слабошпицкий в роли Дмитрия Ульянова

Еще одна личность – Влад Троицкий! Тоже режиссер.
Алена:
У нас в фильме играют сплошь ведущие украинские режиссеры: Геннадий Кофман, Роман Ширман, наши каторжанки Вика Трофименко, сестры Артеменко, Ирина Цилык. И когда мы наши Катю и Мирослава, решили, что не будем останавливаться, и набрали в команду только энергетически сильных личностей.
Катя: Мне кажется, это круто, что в фильме снимались не медийные лица, а творческие личности. Нет ненужных ассоциаций.

fanny-9
Влад Троицкий в роли отца Фанни Каплан

Насколько тебе близка твоя героиня? Ты прочувствовала ее?
Катя:
Ох, да! Прочувствовала. (Смеется.) Ну вон, сидит такая… (Показывает на постер, где Фанни сидит в тюремной камере.) и что с ней делать? От нее в ее жизни на самом деле мало что зависело. Ее уже в такой водоворот затянуло, а она так и не поняла, что происходит. Не думала ни о чем, а надо было думать! (Восклицает в сердцах.)fanny-29

То есть, не стоит так сильно любить?
Катя:
Конечно, не стоит. Любить – это прекрасно. Но в любви, я считаю, все равно в первую очередь ты, а потом твой партнер.

Почему Вы взялись за образ Фанни Каплан?
Алена:
За время моей жизни история переписывалась, и все знаки менялись на противоположные не раз. Если в детстве всеобщим любимым дедушкой был Ленин, то главным злодеем советской мифологии была Фанни Каплан – женщина, которая посмела выстрелить в Ленина. А потом, когда все перевернулось: черное стало белым, а белое – черным, были рассекречены и изданы документы о преступлении и смерти Фанни Каплан. Мы вместе с Дмитрием Томашпольским, соавтором сценария,  их прочитали и вдруг поняли, что жанр этой истории – антидетектив. Там ничто ни с чем не стыкуется и не сходится, а 10 страниц вообще изъяты из дела, и единственный абсолютно неопровержимый факт, что через три дня после покушения на Ленина Фанни Каплан без суда и следствия расстреляли во дворе Кремля, положили в бочку и сожгли.

fanny-36
Катя: У меня аж мурашки побежали.
Алена: У меня тоже. Оказалось, это хороший повод поговорить о том, что такое историческая правда, что такое идеи, за которые отдают жизнь люди. По моему глубочайшему убеждению, советская идеология отличается от идеологии цивилизованного мира тем, что приветствует, принимает и человеческие жертвоприношения. Погибнуть за идею, отдать жизнь за победу – это вдалбливалось с детства, этим она питается и благодаря этому существует. В нормальном мире влюбилась бы Фанни без ума в 14 лет, жила бы себе исключительно своей любовью, страстью и переживаниями, но ни при каких обстоятельствах не попала бы под каток идеологической машины. Это ведь совершенно разные миры. Но в советской действительности параллельные миры не просто пересекаются – они сталкиваются и перемалывают человеческие жизнь. Декоммунизация – это не смена вывесок на домах. Это отношение к человеческой личности. Может ли государство требовать, чтобы гражданин отдал жизнь за идею? Вот тут, мне кажется, проходит граница цивилизованного общества.

fanny-32

Вы чувствуете грехи советского воспитания?
Алена:
К моему огромному счастью, нет. Мне очень повезло со средой, в которой я росла: среди художников, артистов, мыслителей. И культом в этой среде была свобода. Вот благодаря этому я не пала жертвой советской действительности.

В старом советском кино о событиях того времени (хотя бы «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма) – борьба и классовая ненависть, в новом – прежде всего драма человеческих отношений. Так что же, по-вашему, движет миром на самом деле – при ближайшем рассмотрении?
Алена:
Всегда – человеческие отношения.
Катя: Любовь.
Алена: Дело в том, что фрагмент из фильма «Ленин в 1918 году» присутствует в нашем фильме, и он как раз – ответ на этот вопрос. Мы не пытаемся создать новый миф, а показываем, как создаются мифы. Фрагмент появляется тогда, когда было принято решение объявить Каплан врагом народа. И мы показываем, как это было сделано. Михаил Ромм был очень хорошим, талантливым режиссером, и создал миф очень талантливо. Его ленту смотрело несколько поколений: каждое 7 ноября всей семьей пересматривали фильм и ненавидели Каплан. Актриса Наталья Ефрон попала в больницу: массовка, которая играла толпу, поймавшую Каплан, настолько ненавидела женщину, стрелявшую в Ленина, что Ефрон чуть не растерзала: ее избили, вырвали волосы.
Катя: Даже мне, в нашей более позитивной версии, досталось.
Алена: У нас там есть момент, когда людское море поглощает Катю. И когда я поняла, что Катя пропала «с радаров» и у меня на мониторах только толпа, мне стало страшно, пришлось спасать Катю.

fanny-20
Катя Молчанова и Иван Бровин в роли Гарского

Катя, ты о Фанни Каплан что-то знала?
Катя:
Я только знала, что это негодяйка советской эпохи. Пока доехала с площади Победы до студии, успела немного прочитать в интернете. И я рада, что мы подняли этот вопрос: вопрос правды и неправды.
Алена: Историческая правда состоит из молчания мертвых.

Была ли Фанни Каплан глупа?
Алена:
Не все так однозначно и так просто. На кинофестивале в Одессе после просмотра фильма в автобусе, который курсировал между фестивальным дворцом и кинотеатром «Родина», зрители спорили, стреляла Каплан в Ленина или нет, делились своими версиями событий в фильме. Дело в том, что мы не стремились создать новый миф, мы не говорим, она «хорошая» или «плохая». Мы словно играем со зрителем в игру: даем каждому набор пазлов, и он может сложить свою картинку.
Катя: У кого-то она будет черно-белая.
Алена: А у кого-то цветная. Мой знакомый психиатр сказал, что «Моя бабушка Фанни Каплан» – это своего рода тест Люшера: по тому, что человек понял и увидел в этом фильме, можно судить о его личности. Девочки 14-ти лет, например, в нем увидят любовь. Катя такая красивая, и так сильно любит!

fanny-2

На премьере Вы смотрели фильм или на реакцию зрителей?
Алена:
Это первый и последний раз, когда я смотрела фильм вместе со зрителями. Это не мой «вид спорта». Мы несколько раз пересматривали фильм с Димой Томашпольским, а вообще я люблю смотреть свои фильмы одна. И в Венгрии на Днях украинского кино я отказалась смотреть его в зале. Но тут Дима Томашпольский присылает мне SMS: «Приди». Я захожу: экран, зрители… и ни одного светящегося телефона! Потом аплодисменты, вопросы, и я просто обалдела, потому что увидела по их вопросам, что они все правильно поняли. Наш исполнительный продюсер Евгения Раух назвала премьеру в Котбусе (Германия) одним из самых лучших просмотров в жизни. После премьеры в Лондоне, о фильме тоже много хороших отзывов, и зрители тоже задавали умные вопросы.
Катя: На первый закрытый просмотр фильма я взяла с собой мужа. Фильм ему очень понравился, мне тоже. И после показа мы с Аленой и Димой его долго-долго обсуждали. Потом была одесская премьера: я смотрела другую, перемонтированную версию. И меня тоже унесло. Но лучше смотреть свои фильмы вне зала.
Алена: Я даже чужие фильмы не люблю со зрителями смотреть. Я хожу или на ранние, или на поздние сеансы, когда в зале почти пусто.

Почему Вы выбрали песню Джамалы «Обещание» в качестве саундтрека?
Алена:
Это заслуга дистрибьютора. Основная музыкальная тема в фильме – это прекрасная симфоническая музыка, написал ее композитор Тимур Полянский. Но 35 тысяч просмотров клипа Джамалы за пару дней – это потрясающе! Лучшего промо не придумаешь!
Катя: Я когда услышала саундтрек, даже удивилась, что нашлась песня, которая идеально подошла под настроение фильма.

А кто и как работал над костюмами к фильму?
Алена:
Художник по костюмам Надежда Кудрявцева. Они рисовали эскизы, обсуждали, вертели Катю во все стороны, тряпочки какие-то прикладывали. Все костюмы – только ручная работа. Их вываривали, состаривали, топтали ногами.

Катя, тебе комфортно было в одежде той эпохи?
Катя:
Я считаю, что костюм очень сильно помогает работать в кадре. Чем он продуманее, чем больше подходит для персонажа, тем легче актеру вжиться в роль. Надели на меня тряпье, перепачкали, и я сразу стала такой несчастной! А потом надели платье, в котором ходили 14-летние девочки, косички заплели, ленточку завязали, и я кручусь-верчусь, как юла. Надежда и ее команда прекрасно поработали. А каторжанки были просто невероятны! Ира Цилык заметила, что когда мы приезжали на съемки и снимали современную одежду, и переодевались в простые костюмы, то становились такими прекрасными!

fanny-3
Каторжанки

fanny-4

Какую из деталей исторического гардероба ты бы носила с удовольствием сейчас?
Катя:
Все! Я много раз дергала наших девочек, чтобы они мне пошили одно из платьев, но они были все время заняты. Я бы носила и шляпки, и чемодан, и очки, и зонт. И пальто Фанни – очень жалко, что его состарили, я бы его себе выкупила.
Алена: Мы бы тебе его подарили.
Катя: Но оно очень потертое.
Алена: Конечно, в одном пальто Фанни прошагала 10 лет.
Катя: Вообще очень жалко, что сейчас не носят такой одежды: она удобная, практичная и очень женственная. Мне хочется еще работать в таких проектах, где есть возможность почувствовать себя женщиной.

fanny-38

Катя, Алена, в книге «Меж двух времен» Джека Финнея главный герой, чтобы попасть в прошлое, какое-то время живет в доме тех времен, ест ту пищу, которую они готовили, ходит в той одежде, читает газеты, и в один прекрасный момент открывает дверь и оказывается в прошлом. У Вас все условия для такого путешествия были. Куда бы Вы отправились?
Катя:
Если избежать участи Фанни Каплан, я бы прогулялась в ее время.
Алена: Прогулялась по революционной России? Катя, подумай еще раз! (Смеется.) Я хочу жить здесь и сейчас. Мне пришлось долго привыкать к жизни, она мне не нравилась. Поэтому я бы хотела немножко задержаться в настоящем моменте.

fanny-15
Мирослав Слабошпицкий, Катерина Молчанова, Роман Ширман в роли профессора Гиршмана
fanny-14
Рабочий момент. Режиссер Алена Демьяненко, Мирослав Слабошпицкий в роли Дмитрия Ульянова и Наталья Никуленко в роли Надежды Крупской

Павло Загребельный написал множество исторических романов чуть ли не обо всех главных исторических личностях Украины. Вам понравилось снимать «альтернативную историю»? Хотите повторить этот опыт с другими известными именами?
Алена:
Нет. И я все-таки думаю, что «Моя бабушка Фанни Каплан» – это не историческая драма. Это современное кино. Мы ведь говорим, обращаясь к мифологическому образу Фанни Каплан, поднимаем вопросы, которые нас волнуют сейчас. В этом смысле один из самых любимых моих фильмов – лента Димы Томашпольского «Луна в зените» об Анне Ахматовой, потому что он нашел интересный ход, который позволил не впасть в псевдоисторическую многозначительность.

Что для Вас вкус жизни?
Алена:
Кино. Я больше всего на свете люблю кино – и снимать, и смотреть.
Катя: Я вот сегодня целовалась с мужем – так хорошо!

Фото: Дмитрий Томашпольский
Интервью: Юлия Найденко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях