Читайте на Zefir.ua

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка

Интервью с Денисом Ивановым, продюсером нового совместного украино-франко-бельгийского сказочного фильма «Полина».

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка

«Полина» – это волшебная история, главная героиня которой отправляется, подобно Алисе Льюиса Кэрролла, в фантастическое путешествие… Правда, не в Зазеркалье, а в альтернативную реальность, сотканную из разных кинофильмов. Реальность столь же пеструю, яркую и необычную, как знаменитый Воображариум доктора Парнаса. Эта лента – первый семейный масштабный фильм в жанре фэнтези, снятый в Украине. Для работы над ним собралось целое созвездие талантов, и уже по первым материалам, просочившимся в Сеть, ясно, что фильм получится увлекательный и неординарный. Чтобы узнать об этом интереснейшем проекте побольше, мы поговорили с ДЕНИСОМ ИВАНОВЫМ – продюсером картины, генеральным директором компании «Артхаус Трафик».

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Денис Иванов

Фэнтези и сказки сейчас переживают настоящий взлет – в кино и на телевидении половина самых успешных проектов сделана в этом жанре (экранизации произведений Толкиена, Поттериана, «Игра престолов», кинокомиксы). В чем, на Ваш взгляд, причина этого «фэнтезийного ренессанса»?
Фильмы, которые Вы перечислили, стали экранизациями известных литературных произведений – подобная практика существовала с первых лет развития кинематографа. «Полина» идет по другому пути: это фильм, сделанный по оригинальному сценарию, а не экранизация. Мы в «Артхаус Трафик» следим за тем, как детское кино развивается в разных странах. То, что можно увидеть в украинских кинотеатрах – только вершина айсберга. Основная масса детских фильмов по разным причинам не доходит до нашего экрана. «Полина» на уровне сюжетной канвы – классическая история, всем известная по множеству подобных фильмов и книжек. Но с другой стороны – в ней много нового и даже инновационного.

И, тем не менее, это именно сказка. Почему все же обратились к этому жанру? Следуя моде, или создатели фильма сами любят сказки?
В данном случае для самого Олиаса Барко, режиссера картины (и моего хорошего друга), мне кажется, стало неожиданностью решение снять именно сказочную историю. Была определенная идея, затем наступил момент, когда мы увидели: собирается команда, «звезды становятся в ряд», и вот уже ясно, что история должна быть именно сказочной.

К тому же в нашей стране фильмов в жанре семейной сказки – я имею в виду удачных фильмов – практически нет. Я вот только «Электроника» могу вспомнить. (Смеется.) А мне кажется, что этот жанр сейчас очень востребован. Конечно же, так или иначе, все идут в кино, чтобы развлечься. Но есть отдельный, так сказать, жанр: поход в кинотеатр с детьми. В этом случае вы с ними смотрите один и тот же фильм, а потом с удовольствием обсуждаете увиденное. «Полина» – как раз картина для всех: дети будут следить за сказочным сюжетом, а взрослые, более-менее знакомые с кино, еще и заметят множество намеков, отсылок к самым разным фильмам, сыгравшим ключевую роль в истории кинематографа.


«Полина» – на съемочной площадке фильма

Некоторые взрослые зрители как раз считают, что не стоит искать какой-то особый смысл в сказке, фэнтези, фантастике или боевике. Там это, дескать, не главное. Но «Полина» пошла другим путем?
На самом деле самые удачные семейные фильмы, например «Головоломка» (мультфильм «Думками навиворіт»/Inside Out. – Прим. ред.), который выпустила студия Pixar – вовсе не бессмысленные. Скорее, наоборот. «Головоломка» – это детская приключенческая история, но в то же время в ней очень много точных наблюдений, есть и глубокий смысл. Чтобы суметь так высказаться, нужно заниматься искусством, а не коммерцией. Не пытаться подать кальку с какого-нибудь интересного оригинала под видом чего-то нового. Так что есть еще порох в пороховницах у мирового кино! И вполне можно создавать оригинальные вещи в семейном жанре, оставаясь при этом настоящим художником. Студия Pixar это постоянно доказывает. Относительно их фильмов (не всех, конечно, но многих) – мой «внутренний критик» говорит: это хорошее кино!

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Полина Печененко и Одри Марней. На съемочной площадке

Вы сказали: «звезды выстраиваются в ряд». В фильме действительно много звезд и известных личностей. Как удалось «заманить» их на съемочную площадку?
Это для нас большая удача. В основном так получилось благодаря тому, что Олиас Барко знает многих талантливых людей, со многими работал, у него есть необходимые связи. А еще он, к тому же, замечательный человек! С другой стороны, многие иностранцы, которые приняли участие в съемках, уже знали Украину, причем не просто как «страну, где бегают люди с автоматами». У нас ведь продолжает проходить тот же Одесский кинофестиваль, на который приезжало несколько актеров. Благодаря фестивалю они осознали, как здесь много интересных городов, интересных личностей – европейцев по своему духу. Так нам удалось справиться с главной проблемой: не только найти всех этих талантливых людей, а помочь им преодолеть страх перед чужой страной, которая находится «где-то там далеко на востоке Европы».

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Полина Печененко и Олиас Барко. На съемочной площадке

Вы привлекли и много наших знаменитостей – Джамалу, Вирастюка и других… Целое созвездие.
Роль Джамалы была написана специально для нее. Однажды Олиас оказался на вечеринке вместе с Джамалой, где все непринужденно музицировали. Он был сражен ее талантом и придумал для нее небольшую роль, камео, в одном из фильмов, куда попадает Полина.

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Джамала и Одри Марней. На съемочной площадке

 

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Джамала. На съемочной площадке

Что касается Василия Вирастюка, то, тут, мне кажется, попадание «сто из ста»! Ведь роль в действительности писалась не под него, там просто значился некий «великан». Но когда он пришел на кастинг, когда его режиссер увидел, стало очевидно: это тот, кто нам нужен!

Партнерша Вирастюка на экране – тоже звезда: Эвника Саадвакасс, уникальная девочка-боксер. Сейчас в Америке на канале NBC выходит талант-шоу, в котором она задействована. Ее, думаю, ждет большое будущее в спорте, у ее видеороликов миллионы просмотров на YouTube, куча «лайков», множество поклонников. Сам Майкл Тайсон постит ее видео! И она тоже присоединилась к нам. В общем, у нас действительно очень сильная и талантливая команда подобралась.

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Эвника Саадвакасс и Василий Вирастюк. На съемочной площадке
«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Эвника Саадвакасс

Тяжело было с ней работать? Таланты часто – личности непростые…
В действительности большие таланты в жизни очень трудолюбивы. Вот возьмем Тьерри Арбогаста – оператора-постановщика картины (Арбогаст – оператор практически всех картин Люка Бессона, трехкратный лауреат премии «Сезар» – Прим. ред.) – я даже не представляю, как он вообще выдерживал такие нагрузки! Если на съемочной площадке вообще нужен был «мотор», который подталкивал бы всех вперед, то им стала группа операторов, возглавленная Тьерри. Все актеры, все талантливые люди, с которыми нам пришлось работать, проявляли просто нечеловеческое трудолюбие. Что, конечно, очень приятно! У нас действительно распространено мнение, что если человек – звезда, он будет капризничать, надоедать всем рассказами о том, как ему тяжело, и создавать проблемы на пустом месте. Но в действительности все оказалось ровным счетом наоборот!

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Виржини Ледуайен. На съемочной площадке

Приходилось слышать, что на съемках сказочных фильмов атмосфера непринужденней и веселее, чем серьезных. Как было с «Полиной»? Чувствовалось, что сказка проникает в жизнь?
Честно? Ужас проникал в нашу жизнь! (Смеется.) Дело в том, что у нас оставалось очень мало времени на подготовку, из-за чего большинству участников съемок приходилось работать на пределе человеческих возможностей. Поэтому весь процесс, к сожалению, не очень походил на прогулку по сказочной стране. Готовый фильм выглядит, конечно, веселым, непринужденным действом. Мы просмотрели несколько уже смонтированных сцен, и нам самим теперь кажется, что это было так легко… А в действительности за всем волшебством стоят риски и тяжелый труд.

Мало жесткого графика – Полина в своем путешествии еще и переносится в разные эпохи и времена! Не зарябит в глазах у зрителя от такого разнообразия?
Сейчас фильм находится на монтаже. Отснято огромное количество материала – его, примерно, в четыре раза больше, чем пойдет в фильм. Прямо сейчас идет интереснейший процесс: этот «паззл» собирается в единое целое. И мы будем делать все, чтобы фильм в результате смотрелся на одном дыхании – как на одном дыхании читался сценарий. Чтобы он оставлял после себя приятное чувство полета и ощущение катарсиса. Да, фильм по структуре действительно непростой, в нем несколько реальностей – несколько фильмов, в которые попадает Полина для того, чтобы узнать правду о своей семье. Чтобы он смотрелся легко, нужно проделать еще добрую половину работы, несмотря на то, что съемки уже завершились.

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Эдуар Бер. На съемочной площадке

Говорят, ограниченный бюджет для киносказки – это даже хорошо. Избавляет от искушения похоронить историю и героев под грудой визуальных эффектов. А Вы как считаете – какое финансирование тут оптимально? 2 миллиона евро – это много или мало в наших реалиях?
Думаю, что наш бюджет даже немножко подрастет. Когда мы получим более-менее финальный монтаж, то определимся с дополнительными спецэффектам, которые тоже требуют затрат. Но вообще бюджет – это лишь отражение истории, которую предстоит рассказать. В зависимости от того, что именно необходимо для этого рассказа, определяется и сумма бюджета. Работать с большим бюджетом – большая ответственность, и ставки в этом случае гораздо выше. Кроме того, есть и такой момент: когда находятся деньги, то немедленно появляются какие-то правила, которые создателей фильма заставляют соблюдать. В реальности большой бюджет, который необходимо собрать из десятков, сотен источников, накладывает сотни ограничений. Потому что у всех людей, которые приходят с деньгами – даже когда речь идет о средствах каких-нибудь фондов – есть свои замечания… Например, к сценарию. «А будет ли это понятно зрителю?», «А давайте уберем этого героя» и так далее.

Но я не считаю, что в кино деньги ключевой момент. Кино должно вертеться вокруг талантов. Пусть даже у нас считают, что певица, в раскрутку которой вложились, непременно станет звездой. А хороший фильм – это тот, на который потратили много денег. Однако большой бюджет не гарантирует результата. В искусстве главное, чтобы твое высказывание стало точным, интересным по форме и наполненным содержанием, чтобы оно нашло свою аудиторию.

Не возможно снять хорошее кино когда у тебя в команде хоть один человек или подрядчик — не профи свое дела. Хвала небесам, у нас такого не было. Мне удалось собрать такой коллектив, который полюбил нашу сказку с самого начала съемок. Не редко мы прибегали к «мозговому штурму» чтобы решить ту или иную задачу, при чем участником мог стать как режиссер, так и поставщик еды на съемочную площадку. Самое интересное это то, что идеи, казалось бы, незаинтересованных людей были самыми смелыми, можно сказать нестандартными и в большинстве случаев они были воплощены. Работники нашего перевозчика, компания «Бизнес Визит», активно принимали участие в обсуждении некоторых сцен, ребята увлеклись на столько, что предложили перенести некоторые сцены в Турцию, самостоятельно организовали рейсы Киев — Стамбул, быстро перевезли персонал и весь необходимый реквизит. Мы были приятно удивлены тем, что Бизнес Визит наотрез отказались брать оплату за рейсы, мы оплатили только потраченный дизель. Именно из таких мелочей и складывается хорошее, качественное кино, когда не бюджет «решает» понравится тот или иной фильм людям, а именно люди. В нашем случае сложилось именно так. Именно поэтому я могу с уверенностью заявить что наш фильм станет успешным, не факт что окупится, но точно запомнится, ради этого мы и снимаем кино. Но если режиссер не смог творчески объединить людей – значит, он попал! В том числе и на деньги. (Смеется.) В жанре фэнтези наш фильм – это супермалобюджетная картина! Для Украины 2 миллиона евро – большие средства, но в контексте мирового кино это невероятно мало. Думаю, что на Западе, когда посмотрят «Полину», никто не поверит, что мы смогли снять его за такие деньги. (Смеется.) Но именно потому, что бюджет невелик, нас не окружало множество спонсоров, каждый из которых говорил, как сделать фильм успешным.

«Полина» – самая ожидаемая украинская сказка
Яна Новикова. На съемочной площадке

Да, мы знаем много историй провалов дорогих блокбастеров и малобюджетных фильмов, которые становились коммерчески успешными.
Проблема в том, что мы не знаем точного количества неудачных малобюджетных фильмов, потому что о них просто никто не слышал. Когда блокбастер с треском проваливается – это быстро становится всем известно. Но мы проводили специальное исследование, чтобы лучше понять, как продвигать «Полину», и столкнулись с тем, что не можем изучить истории провалов. О них никто не пишет и не ведет никакой статистики.

Вы сказали: «Когда его посмотрят на Западе» – рассчитываете и на эту аудиторию? Будет ли фильм интересен зарубежному зрителю? Хорошая сказка действительно универсальна?
Да, хорошая сказка, конечно же, универсальна. Но не стоит, кстати, недооценивать наш рынок. Мне кажется, что для «Полины» украинский рынок, рынок Франции и Бельгии находятся на одинаковом уровне. Возможно, Украина даже более интересна, потому что она – страна с пока еще не закостенелой киноиндустрией. У нас все еще динамично развивается: и зрители, и кинотеатры. Поэтому украинское кино (в том числе, сделанное в копродукции) может пока преподносить интересные сюрпризы. Мы, конечно же, будем работать над тем, чтобы фильм вышел на ключевых территориях Запада. В «Полине», скажем, снимался Эдуард Баэр – он играл в «Астериксе и Обеликсе», и является заметной фигурой во французском медиа-пространстве. Благодаря его участию мы можем рассчитывать не только на сеансы в кинотеатрах, но и на показы на крупнейших французских телеканалах. То же самое с Виржини Ледуайен – звездой французского и мирового кино. Эвника Саадвакасс, о которой я говорил – пусть она существует в своей «параллельной реальности» спорта, однако ее тоже знают от Казахстана до Штатов. То есть, у людей будет много поводов посмотреть фильм. И хотя рано еще говорить об этом, мне кажется, что наш проект станет успешным.

«Полина»
Украина, Франция, Бельгия
Ориентировочная дата выхода: осень 2016 года
Жанр: драма, фэнтези, приключения
Режиссер: Олиас Барко
Продюсеры: Олиас Барко, Денис Иванов, Егор Олесов, Юрий Прилипко
Оператор: Тьерри Аброгаст
В ролях: Полина Печененко, Саул Рубинек, Северия Янушаускайте, Яна Новикова, Эдуар Бер, Виржини Ледуайен, Эвника Саадвакасс, Василий Вирастюк, Джамала и др.

Интервью: Юрий Грузин
Фото: Анастасия Горностай, пресс-служба Film.ua

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях