Читайте на Zefir.ua

Интереснее, когда все организаторы фестивалей думают друг о друге

1414064101_bb7a7635
Интервью с Алексеем Коганом, радиоведущим, музыкантом, творческим куратором Alfa Jazz Fest, продюсером и арт-директором Jazz in Kiev

В последнее время значительно увеличилось количество крупных джазовых событий, как в Киеве, так и в Украине. Возможно, нам только так показалось, потому что мы пристальнее стали следить за ними. А, возможно, и нет. Так, в эту субботу, 10 сентября, в Киеве пройдет Equi Jazz Fest, хедлайнером которого станет 22-кратный лауреат Grammy Чик Кориа. Одновременно с ним в Днепре возрождают фестиваль «Джаз на Днепре», хедлайнером которого станет 5-кратный обладатель Grammy Ренди Брекер и целый ряд именитых западных артистов. В пятницу, 9 сентября, в Roof выступят мастера клезмер-джаза дуэт кларнетиста Самюэля Берто и аккордеониста Станко Маринковича. 26 октября в Carribean Club концертом британского джазового вокалиста и пианиста Энтони Стронга стартует серия эксклюзивных джазовых концертов Jazz in Kiev. Фестиваль All Music is Jazz в арт-клубе Closer (21 – 23 октября). Многочисленные региональные фестивали Chernigov Jazz Open (10 – 11 сентября), Odessa Jazz Fest (22 – 25 cентября), Vinnytsia Jazz Fest (23 – 25 cентября), серии вечеров «Джаз на крыше» и «Стихи и джаз» и др. Может джаз становится трендом? Ответить на этот вопрос мы попросили Алексея КОГАНА, ведущего, радиоведущего, журналиста, музыканта, творческого куратора Alfa Jazz Fest, продюсера и арт-директора Jazz in Kiev. Кто как не он лучше всех разбирается в том, что происходит в джазовом мире Украины и мира.

Складывается такое впечатление, что джаз становится трендом.
Когда фестивалей много – это, наверное, хорошо, а не плохо. Думаю, не совсем корректно спрашивать человека, который всю жизнь занимается джазом, тренд ли это. Я никогда не думал, о джазе, как о тренде – я служу этой музыке. И еще, что очень важно, я к организации Equi Jazz не имею никакого отношения. Меня пригласили быть ведущим концерта, и я с удовольствием проведу его. Я от души желаю организаторам Equi Jazz Fest успеха, но я хотел бы об этом фестивале поговорить, когда он пройдет в третий раз, чтобы не случилось такой горькой ситуации, как у нас с Jazz in Kiev – шесть лет проводили, а потом прекратили. И что еще важнее, я работаю на разных фестивалях, поэтому стараюсь соблюдать этику и не обсуждать людей, с которыми я сотрудничаю.

Я очень рад, что появился такой фестиваль. И что есть возможность привозить музыкантов такого уровня как Чик Кориа. В формате трио он в Украине еще не играл ни разу, хотя дважды приезжал, в том числе и в дуэте с Гэри Бертоном. Я удостоился чести быть знакомым с Чиком Кориа. С Авишаей Коэном меня связывает дружба (его первый приезд в Украину организовывали мы) и сейчас у нас планируются новые проекты. Барабанщик трио Маркус Гилмор приезжал в Украину в составе трио Виджая Айра, которое привозили тоже мы. И я от души могу порадоваться за Олега Германа и команду, которая делает этот фестиваль – чем больше фестивалей, тем лучше.

Я читал интервью Олега Германа для cultprostir.ua и в нем прозвучала, не совсем корректная, на мой взгляд, фраза, что «Киев заслуживает джазового фестиваля не меньше, чем Львов». Я постараюсь Олегу объяснить мою точку зрения. Фестиваль Jazz in Kiev проходил в Киеве в течение шести лет и был приостановлен в 2014 году по причине ситуации в стране. Плюс наш партнер, от которого зависела судьба всех фестивалей Jazz in Kiev, Евгений Уткин сейчас занят более значимыми, с его точки зрения, проектами, и поскольку он не спонсор, а друг, я к его советам и решениям отношусь с большим уважением. Я уверен, что мы перезапустим фестиваль Jazz in Kiev. И этому фестивалю уже не надо ничего и никому доказывать, состоялось шесть фестивалей, за которые нам не стыдно. Но грустно. Думаю, то, что Jazz in Kiev остановился, можно считать временной неудачей. И тут я всегда вспоминаю свою любимую поговорку: временная неудача лучше временной удачи. Подождем, со временем станет видно. А состав Equi Jazz Fest мне кажется интересным, как для однодневного фестиваля. Еще мне нравится, что фестиваль предлагает действительно джаз. И очень нравится, что организаторы не начинают с Нью Васюков на целых три дня, а бросают пробный шар и делают один день. Посмотрят, прикинут, получилось – не получилось. И, во всяком случае, Jazz in Kiev не из тех людей, которые втихаря в спину потирают ручки и радуются чьим-то неудачам.

bb7a4100

Что касается тренда не тренда, наверное, можно сказать, что и модно. Хорошо. А вы хотели, чтобы в этой стране было модно слушать русский шансон? Никто же не признается, что дома он слушает шансон. Взять хотя бы наших депутатов. Все будут рассказывать, что слушают джазовую музыку или классическую музыку и если кто-то захочет быть оригинальным, то скажет, что слушает рок. А руководители крупных радиостанций (кого я знаю), на которых звучит шансон и так называемая музыка для взрослых, сами не слушают такую музыку. И вот тут как раз классическая ситуация, когда мухи отдельно, котлеты отдельно.

Я очень рад, что этот фестиваль поддерживает украинский джаз. На фестивале выступит Энвер Измайлов, наш замечательный музыкант из Крыма. Очень интересную программу готовят наши ребята из Jazz in Kiev Band. В начале недели гостями моего эфира на радио «Аристократы» были Лаура Марти и Владимир Каминский. Мы послушали несколько фрагментов из новой программы Shine – безумно интересная и на 100% авторская, никто не будет переигрывать американскую или бразильскую музыку. И тут, мне кажется, очень уместен слоган выступления Jazz in Kiev Band на этом фестивале (жаль, не я его придумал) – «Украинский джаз европейского качества».

Квартет Jazz in Kiev, где на клавишных обычно играет Владимир Каминский продюсер фестиваля Jazz in Kiev и Jazz in Kiev Band и где я играю на бас-гитаре на фестивале выступит с особенном составе. Мы с Володей посчитали, что с нашей точки зрения не этично играть в одном концерте с Чиком Кориа. Не этично почему? Потому что есть музыканты получше нас. А поскольку и Jazz in Kiev, и Jazz in Kiev Band это своеобразная лаборатория, вместо меня могут играть такие замечательные басисты, как Валентин Корниенко, Максим Гладецкий (он, кстати, и будет играть в этом концерте). А на клавишах – наша замечательная Наталия Лебедева. Они репетируют каждый день, потому что понимают уровень такого выступления.

Вы точно знаете об успехах наших украинских джазовых музыкантов!
Об успехах наших музыкантов заграницей свидетельствуют разнообразные фестивали, в том числе и Alfa Jazz Fest. Для этого фестиваля мы придумали очень крутую штуку, которая нам очень нравится: так называемые United Collection of Files, это ни что иное как сбор досье на музыкальные коллективы, которые выступают под нашим брендом, такой подход к делу помог собрать лучших из лучших и дает возможность помогать именно тому, кому это необходимо в данный момент времени, мы стараемся следовать этому правилу из года в год. На Jazz in Kiev тоже были наши коллективы. Ведь не все музыканты становятся известными в нашей стране. Очень многие едут заграницу, учатся там, но, как правило, возвращаются. Но есть и такие, которые там остаются. И нам очень интересно пригласить их на фестиваль и порадоваться их успехам вместе с новыми партнерами. Примеров много. Вадим Неселовский – ярчайший пример. Он работает с Роном Картером, Гэри Бертоном в квинтете Next Generation, Джулианом Лажем, преподает в Беркли и при этом остается украинцем. В этом году он приехал на Alfa Jazz Fest и отыграл шикарную авторскую программу со Львовским молодежным симфоническим оркестром INSO. Одесский саксофонист Андрей Прозоров учится в Австрии и работает там со своими музыкантами. Еще один талантливый одесский музыкант Тамара Лукашева. Она сейчас учится в Кельне и недавно проехала с немецкими и швейцарскими музыкантами минитур по Украине. В Австрии играют Игорь Осипов, Олег и Сергей Марковы. А пианист Фима Чупакин, который живет между США и Харьковом, оставаясь нашим музыкантом! А саксофонист Богдан Гуменюк! Сейчас он находится в Киеве, но живет и преподает в Канаде. Недавно в Киеве был концерт гитариста, киевлянина Даниила Зверхановского, который тоже учится в Европе. Это здорово, когда музыканты едут учиться.

Я уже не говорю о статьях культурного украинского экспорта, и хотя их немного, но они есть. А таковыми, безусловно, являются и Энвер Измайлов, и группа Man Sound. Так бывает, что Man Sound заграницей дает больше концертов, чем в Украине. Очень часто выступают в Польше Лаура Марти и Наталья Лебедева, их там знают и любят. Валентин Корниенко ездит в Болгарию. Я наверняка кого-то забыл назвать. И конечно есть люди, которые ищут лучшей доли. Это печально, но факт: игра в круизах по пять – семь месяцев единственный реальный шанс заработать. Потому что работы при такой ситуации в Украине у музыкантов стало меньше, и появление фестивалей – это хорошо.

Фестивалей действительно стало много?
Лето и осень время фестивалей. Какие фестивали вы считаете новыми, кроме Equi Jazz Fest? «Джаз на Днепре» – не новый, его возродили. Мер хочет показать, что любит джаз. У этого фестиваля есть хорошая (не люблю это слово, но скажу) – «фишка». Его организаторы собирают у себя музыкантов – уроженцев Днепропетровска. Там выступит Андрей Кондаков, Виктор Дворский, который живет сейчас в Америке. Вот Вам, кстати, ответ на предыдущий вопрос. Идем по списку дальше: домашний фестиваль Art Jazz Cooperation, который проходил в августе в Ровно и Луцке. Одесский джазовый фестиваль – ему уже 15 лет. Международные дни джаза в Виннице в этом году отмечают 20-летие. 15 лет проходит в Черкассах «Джаз Дилижанс» Сергея Крашенинникова. Уже много лет проходит в Киеве фестиваль «Єдність» Сережи Грабара. Jazz in Kiev не было два года, но до того фестиваль проходил шесть лет подряд. Да, в Киеве, конечно, концертов больше. В одном только «Мастер Классе», который сейчас закрылся, я провел 300 концертов. 300! Каждую среду. И не забывайте о локальной жизни. Появились новые промоутеры, которые возят музыкантов. Открыли клуб Closer, где концерты больше похожи на клубные, но они позиционируют их как фестиваль. Да, мы забыли упомянуть «Джаз Коктебель», который в это году прошел на новом месте в Черноморске. В случае с «Коктебелем» я тоже не могу быть объективным, потому что я друг этого фестиваля. Но я не организатор. Я был куратором Волошинской сцены, которой  в этом году не было из-за переезда и необустроенности на новом месте, хотя было послесловие в клубе Atlas. Мне показалось, что Черноморск лучше Затоки и первый блин не получился комом.

bb7a3571

Я не люблю, когда начинают сравнивать разные фестивали. Чем больше фестивалей, тем лучше. Конечно, мы не можем забывать о некой клановости организаторов фестиваля, которые мечтают или в тайне, или вслух о каких-то эксклюзивах, хотя я не знаю, зачем эксклюзивы. Тут не надо быть Лобачевским, чтобы взять калькулятор и понять, что три фестиваля, которые примерно проходят в одно время Коктебель, Одесса и Винница, не хотят заполучить одного музыканта на три фестиваля, а говорят о каких-то эксклюзивах. С моей точки зрения это не совсем правильно. Заграничному музыканту интереснее на гастролях выступить с большим количеством концертов. Почему я говорю, что это уродливо, говорить о каких-то эксклюзивах и не сотрудничать на 100%? Потому что Вы же не будете со мной спорить: можно, конечно, сколько угодно гордиться, что мы привезли в Украину Бобби Макферрина, Джорджа Бенсона, Херби Хенкока, Уэйна Шортера, но ведь поклонникам джазовой музыки абсолютно наплевать, кто привозит артистов. Они просто хотят послушать любимого артиста. Если говорить о негативных сторонах, опять же с моей субъективной точки зрения, мне было бы легче и интереснее жить, когда все организаторы джазовых фестивалей думают друг о друге, координируют свои планы, придумывают что-то вместе. Это сложно, и в последнее время мне надоело этим заниматься: я лет 10 пытался быть миротворцем, потом понял, лучше я буду заниматься своими делами, своей музыкой, работой на радио, лучше я пару раз с внуками погуляю. Не получается у меня, может, получится у кого-то другого. В результате люди должны к этой мысли прийти сами.

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Александр Зубко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях