Читайте на Zefir.ua

Осторожно джаз. Алексей Коган

Алексей Коган – журналист, радиоведущий, продюсер. арт-директор фестивалей Jazz in Kiev, творческий куратор и член наблюдательного совета Alfa Jazz Fest, куратор и ведущий «Волошинской сцены» фестиваля Jazz Koktebel.

Осторожно джаз. Алексей КоганВ Украине его имя следует рука об руку с понятием «джаз». На его программах на радио «Промінь» выросли целые поколения. В мае увидел свет альбом воспоминаний «Jazz с Алексеем Коганом. Джазовые истории» – воспоминания о встречах с самыми известными джазовыми исполнителями мира и, конечно же, об их музыке. С кем, как не с Алексеем Коганом, отправляться в путешествие по лучшим джазовым фестивалям лета. А еще он слушает музыку 25 часов в сутки.

Z: Сотни фестивалей только в одной Европе. Можно ехать на любой из них?
Алексей Коган: Это нормальный вопрос для человека не в теме. Дело в том, что с начала июня начинается большой выезд американских музыкантов на европейский континент. Организаторы фестивалей подбирают состав участников из артистов, которые находятся в туре в Европе, поэтому лайн-апы фестивалей повторяются. Фестиваль в Монтрё в Швейцарии (4 – 14 июля) – прекрасный фестиваль, но, как по мне, в это время там очень жарко и дороговато. Лично я предпочту ему фестиваль в Пори в Финляндии (12 – 20 июля). Там практически та же программа, но будет менее жарко, и денег я потрачу намного меньше. Кто любит Испанию – езжайте в Сан-Хавьер (5 июля – 3 августа). Кто-то в восторге от Парижа (7 июня – 27 июля). А кто-то предпочитает Львов, хотя бы потому, что это Украина и ехать далеко не надо. Кстати, в этом году Львов включили в Топ-10 городов мира, которые нужно обязательно посетить.

Осторожно джаз. Алексей Коган

Z: Итак, по фестивалям…
А.К.: Alfa Jazz Fest (12 – 15 июня). На сцене имени Эдди Рознера за деньги выступают хедлайнеры. Среди них Ларри Карлтон. Он еще никогда не выступал в Украине. Ди Ди Бриджуотер выступала у нас в 1972 году, и я был на том концерте. Девятнадцатилетняя Ди Ди играла в составе оркестра вместе со своим мужем Сесилом Бриджуотером, на тот момент она ждала ребенка. И когда в 2007 году я приехал на открытие Чикагского фестиваля, я с радостью и с ужасом заметил, что в составе оркестра находится четыре человека, которые были в Киеве в 1972 году: Джерри Тотжем, Билли Харпер, Сесил Бриджуотер и Ди Ди. Я подошел к Ди Ди и говорю: «Ди Ди, ты помнишь, как ты выступала в Киеве совсем юной?» На что она ответила: «Алекс, я тебя очень люблю, но зачем ты напоминаешь, сколько мне лет?!» Нет смысла рассказывать о фестивале, просто приглашаю всех во Львов. Кроме сцены имени Эдди Рознера работают еще две сцены: на Площади Рынок – более активная музыка, и перед дворцом Потоцких – камерная сцена. Эти площадки бесплатные.
«Усадьба Джаз» (14 – 15 июня) – шикарный фестиваль. Это наши партнеры в России. Тут можно только выразить сожаление по поводу сегодняшней политической ситуации. Мы не знаем, много ли будет желающих ехать туда. У них даже даты с Alfa Jazz Fest совпадают, потому что сразу же после выступления у нас многие команды летели выступать в «Усадьбе Джаз». Из интересного в лайн-апе этого года: воронежские ребята Happy 55, «МузЭнергоБэнд» (в группе играет Юрий Льноградский из Дубны, а его супруга Татьяна Балакерская – главный редактор портала uajazz), Аsea Sool (играли в Киеве) и обязательно Леонид Агутин.
Не удивляйтесь, ансамбль «Эсперанца», с которым он выступает (а я хорошо знаю этих музыкантов), один из лучших инструментальных коллективов России. В нем играют: Альберт Федосеев – потрясающий аранжировщик; Алексей Кравцов, барабанщик, который когда-то выиграл конкурс «До#Дж Junior» и часто выступал в Киеве в рамках «Джазового абонемента» Аркадия Овруцкого. И еще, вот тут я хочу по-доброму порадоваться за «Усадьбу джаз» – в Санкт-Петербурге, 19 июля, у них выступит Snarky Puppy (название переводится как «Сопливый щенок»), самая известная фанковая группа. Она мне очень нравится.
Парижский джазовый фестиваль (7 июня – 27 июля). Сюда можно ехать в качестве туриста, потому что фестиваль идет целых 20 дней. И Вы обязательно попадете на какой-то из концертов. И что интересно! Как-то на пресс-конференции во Львове британский гитарист Джон Маклафлин отметил, что, к счастью, на сегодня джаз перестал быть американской привилегией. На Парижском фестивале Вы найдете очень мало американских артистов. И в этом тоже что-то есть. Но вот смотрите (просматривает программу фестиваля. – Прим. ред.): саксофонист Джошуа Редмен и Snarky Puppy – вот и все американцы. Пианист Колин Валлон – швейцарец, трубач Паоло Фрезу – итальянец, виброфонист Франк Тортильер, скрипач Дидье Локвуд, пианист Тьери Эли – это все команда, которая живет во Франции. Кайл Иствуд, потрясающий басист, кстати, сын выдающегося актера и режиссера Клинта Иствуда. А еще французы очень любят на фестивалях синтез джаза с фольклором, особенно арабским.
«Джаз-а-Вьен» (27 июня – 12 июля) – роскошный фестиваль во Франции. Представьте себе: огромный амфитеатр полуразрушенной древнеримской Арены, дневные и вечерние концерты среди романтических развалин, но иногда бывает очень жарко. Во Вьен любят ездить американцы. Эл Джерро играл в Киеве на первом Jazz in Kiev. А Эл Ди Меола еще и во Львове.
Про фестиваль в Монтрё (4 – 19 июля) можно много говорить. Он проходит уже более 50 лет. Все эти годы его бессменно возглавлял Клод Нобс, потрясающая личность (я имел честь знать его лично), светлая ему память. Этот удивительный человек погиб в прошлом году в возрасте 78 лет – неудачно упал, катаясь на горных лыжах. Клод Нобс был человек-бренд, люди приезжали под его честное слово, он смог превратить фестиваль в стопудовый бизнес. Монтрё – это, грубо говоря, село с населением 33 тыс., которое в период фестиваля принимает до 120 тыс. человек, а то и больше. Я где-то прочитал, что Клод Нобс в течение 25 лет получал специальную грамоту «За спасение городского бюджета» поселкового совета города Монтрё. У входа в большинство кафе и сувенирные лавки сразу на трех языках написано: «Спасибо, мсье Нобс!». Он дружил с Майлсом Дейвисом. Кстати, именно ему принадлежат права на все художественные работы и все аудио и видеозаписи Майлса, сделанные в Монтрё. А еще Нобс здорово играл на губной гармошке. И часто выступал дуэтом с такими блюзменами, как Карлос Сантана или Стенли Купер. В Монтрё часто выступают коллективы, которые играют смежную с джазом музыку: Горан Брегович, Cinematic Orchestra или Tequilajazz, к джазу не имеющая вообще никакого отношения. В этом году, например, Morcheeba, Крис Ри.
Warsaw Summer Jazz Days (10 – 13 июля) – один из моих самых любимых фестивалей, поэтому не могу быть тут объективным. Я стал ездить в Варшаву с 1988 года, тогда фестиваль назывался Jamboree. В Варшаве очень удивлялись, почему я езжу так далеко. Знаете, в какой-то момент на фестивале Jazz in Kiev, когда слушал выступление Yellow Jackets, я чуть не заплакал. Сидел и думал: какое счастье, что теперь есть возможность слушать любимых музыкантов в родном городе. Ведь раньше, чтобы их услышать, нужно было ехать далеко. Тогда, в лихие 90-е, когда все ездили в Польшу торговать, сесть на поезд было трудно, билет без места мне доставал мой сосед по подъезду, который работал в управлении Юго-Западной железной дороги. Представляете, какая была мотивация: всю ночь стоять в тамбуре и курить или сидеть на откидном стульчике, а на пограничном контроле подсаживаться пятым в какое-нибудь купе. А сейчас в Украине есть Alfa Jazz Fest, Jazz Koktebel и Jazz in Kiev, а также множество маленьких фестивалей.
В этом году Jazz Koktebel пройдет с 11 по 14 сентября в Одесской области. Open Stage – в Затоке. Nu Jazz в Аккерманской крепости в Белгород-Днестровском. А «Волошинская сцена» превратится в Voloshyn Jazz Weekend и пройдет в Киеве с 19 по 21 сентября. Смотрю на лайн-ап нынешнего Варшавского фестиваля и радуюсь: Cinematic Orchestra – выступали в Коктебеле, Кассандра Уилсон – во Львове, Марчин Василевский – в Киеве, Авишай Коэн – во Львове и Киеве. Еще интересные исполнители: Contemporary Noise Quintet – хорошая команда, Ага Зарьян интересная молодая польская певица. В общем, Варшава – шикарный фестиваль со средними ценами и, как правило, хорошей погодой.
Джазовый фестиваль в Генте (10 – 19 июля). Очень люблю этот фестиваль. Гент – крошечный, но очень красивый городок в Бельгии. Тут всегда выступают большие музыканты: барабанщик Ману Каче, бас-гитарист Ришар Бона, джазовый певец Бобби Макферрин (выступали во Львове). Барабанщик Дэйв Холланд, пианист Чик Кориа и гитарист Стенли Кларк (все играли в Киеве). Вот моя мечта! Ибрагим Маалуф, трубач, кинокомпозитор из Ливана. Он написал музыку к фильму «Ив Сен-Лоран». Очень хочу пригласить его в Украину, к сожалению, в этом году не удалось.
«Джаз в Жуане» (11 – 20 июля). Тоже ведь, посмотрите, музыканты переезжают: вот Чик Кориа, Грегори Портер, Стиви Уандер. То же самое на джазовом фестивале в Сан-Хавьере (5 июля – 3 августа).
«Джаз в Марсиаке» (28 июля – 17 августа). Очень хороший фестиваль, и хорош он большой программой – и супер-звезды и музыканты второго эшелона. К тому же в Марсиаке в августе уже не жарко. На канале Mezzo 90% выступлений артистов снято именно на фестивале в Марсиаке. А Вы знаете, какая это гордость, когда уже на третий год фестиваля телеканал Mezzo в течение года крутит три концерта: Бобби Макферрина, Нилса Лангрена и Авишая Коэна, записанные во Львове, а в титрах указаны имена людей, которые работали над фестивалем: мое, моих друзей и название «Украина».
Есть еще очень хороший фестиваль «Мольде» (16 – 17 июля) в Норвегии. Если Вам нравится норвежская природа, спокойный размеренный отдых, то Вам туда. Недавно я для себя открыл Ystad Jazz Festival в Швеции (30 июля – 3 августа) – потрясающий фестиваль с хорошими именами.

Осторожно джаз. Алексей Коган

Z: Когда заканчиваются концерты, в клубах происходит то, ради чего на фестиваль приезжают многие гости. Ради чего?
А.К.: Ради джемов. И гости и музыканты очень их любят. Джемы – головная боль организаторов. Например, во Львове переводчики под утро буквально отлавливают участников фестиваля по клубам, потому что многим музыкантам уже надо выезжать. Помню, как трубач Ефрем из Dirt Drum Dozen Band за ночь побывал во всех клубах, где были джемы. В самолет его усаживали в состоянии багажа. (Смеется.) Правда, как правило, звезды на джем не идут, но музыканты, которые сопровождают звезд – с огромным удовольствием. Как сказал Рон Картер в Харькове: «Пусть молодые играют, я свои джемы уже отыграл».
Дмитрий Александров (к разговору присоединился Дмитрий Александров, один из лучших саксофонистов Украины. – Прим. ред.): Да, Авишай Коэн отдыхал, а его барабанщик и пианист играли. Бона, Кенни Гарретт тоже расслаблялись, в то время как их музыканты жгли. А вот Бенито Гонcалеса самого невозможно было снять со сцены. Как считает Рой Карлофф, у музыкантов должна быть преемственность поколений – молодые должны играть со звездами – так он учился играть, и так должна учиться играть молодежь. А вот некоторые музыканты джем расценивают как экстра работу.
А.К.: Есть один секрет. Если ты приводишь музыкантов, чтобы они играли, как правило, ничего не будет. Нужно чтобы в клубе во время ужина выступал так называемый стейдж бэнд – это музыканты, которые хотят поиграть в джеме. Пусть звезды сначала поедят, отдохнут, а тогда они сами выйдут на сцену. Так получилось с музыкантами Эла Джерро. Все они играли, хотя сам Эл так и не вышел.

Z: Вы сторонник теории джазового превосходства?
А.К.: Абсолютно. Любые музыкальные жанры должны существовать. Если Вы заметили, я никогда не употребляю обидное слово «попса». Для меня существует такое понятие, как популярная музыка, это отражение массовой культуры: музыка, из которой нормальный человек должен вырасти, как из детских штанишек, и музыка с человеческим лицом, например, Стинг. С ним играют джазовые музыканты, но это ведь не джаз. Пианист Алексей Саранчин много лет сотрудничал с группой «Танок на майдане Конго» и играл в проекте «Вночі» вместе со Святославом Вакарчуком. И это не мешает ему быть джазовым пианистом. Джазовый музыкант, как правило, более грамотный, чем музыкант, играющий рок. Хорошему джазовому гитаристу сыграть роковое соло – это семечки, а вот роковому гитаристу сыграть джазовое – это будет несколько сложнее. Посмотрите, кто ездит в туры с Мадонной: Омар Хаким – джазовый барабанщик, Керк Виллас – джазовый саксофонист. У Rolling Stones на бас-гитаре играет Альфонсо Джонсон. Просто джазовый музыкант более образован, более мобилен и ноты знает, что интересно. А так – никакого превосходства. (Смеется.)

Z: Недавно я услышала такую фразу: «Джаз – это музыка для богатых и праздных».
А.К.: Это полная ерунда. Посмотрите на меня. Я не богатый и совсем не праздный, и вовсе не толстый. Для меня джаз – это музыка для свободных людей. И для людей, которые хотят быть свободными.

Z: А можно ли провести знак равенства между человеком, слушающим джаз, и человеком образованным.
А.К.: Для начала, человек, который считает себя образованным, до конца своей жизни будет чему-то учиться и стараться узнать что-то новое. Я знаю людей, которые пришли к классической музыке через джазовые версии классических произведений: «Мессия» Генделя в исполнении Квинси Джонса, Бах в исполнении Жака Луссия, Вивальди в исполнении Эдди Дениэлза, Густав Малер в исполнении Риччи Байера. Существует так называемый смус-джаз, или простой джаз. В его наличии тоже ничего плохого нет, а решил послушать что-то сложнее, и пошел под наши знамена. (Смеется.) Меня безмерно радует, когда на наших концертах Jazz in Kiev я вижу публику от 15 до 86 лет.

Z: Кажется, что мир джаза менее формальный.
А.К.: Вовсе нет. Он такой же, как остальной музыкальный мир. Но что касается джазового мира, то для меня воплощением настоящего музыканта являются герои художественного фильма «Шикарная жизнь» (Lush Life). Герой рассказывает о дружбе двух нью-йоркских «лошадок», которые всю ночь играют на платной вечеринке, утром успевают только поцеловать свою девушку и бегут записываться в студию, потом на репетицию бродвейского мюзикла, затем на концерты в двух клубах, и под завесу их покупает по «штуке» на каждого пьяный богатей, чтобы они играли до утра на вечеринке в Лонг-Айленде. Вот это жизнь как она есть. Звезды звездами, но любого короля делает свита. Очень часто музыканты, которые играют, остаются неизвестными. Фильм начинается с монолога саксофониста, который говорит: «Мы не чарли паркеры, не телониусы монки, не армстронги и бены вебстеры. Но если не будет нас, в Нью-Йорке ничего не будет». Мне по душе вот такая компания.

Осторожно джаз. Алексей Коган

Z: Какое Ваше самое свежее музыкальное открытие?
А.К.: Очень много открытий. Скандинавские музыканты – я открыл их для себя во время поездки в Бремен. Тот же Snаrky Puppy. И бывший пианист Авишая Коэна – Shy Maestro. А сейчас мне привезли из Грузии музыку, которую я нашел в интернете. Это работы классического композитора, потрясающего музыканта-дирижера Вахтанга Кахидзе, сына известного дирижера и певца Джамсуда Кахидзе, светлая ему память, лучшего друга Гии Канчели. Он был так тронут, что кто-то в Украине заинтересовался его музыкой. Мне нравится, как работают многие украинские музыканты, а дети, которые были у меня на детских фестивалях, уже издают свои альбомы. Аркадий Райкин когда-то пел: «Ах, как все изменилось на свете с тех далеких и памятных дней, на бульваре вчерашние дети сами возят в колясках детей». Например, сегодня играет Игорь Сидаш, который выступал на моих детских фестивалях. Мы всегда называли его Профессор. Серьезный очкарик вырос и стал музыкантом. А его жена – Сашенька Горичко, талантливая девочка-вокалистка, трижды выступала на детском фестивале «Атлант Джаз». А недавно у них родилась дочь.

Z: А где Вас еще можно послушать?
А.К.: Сейчас возобновилась моя программа на телеканале TВі. Два часа на радио «Промінь», и вот сегодня два месяца, как я имею честь работать на интернет-радио «Аристократы». И каждую среду в Доме образования и культуры «Мастер-класс» – «Тема с вариациями. Live». Z

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Александр Зубко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях