Читайте на Zefir.ua

ЛЮБОВЬ И КИНО

ЛЮБОВЬ И КИНО

Искусство – это игра – чувственная, интеллектуальная, возвышенная… Игра вне реальности и вне правил. Может быть, Вы не верите в любовь или в существование святого Валентина, который много-много лет назад объединил любящие сердца ценой своей жизни. Но так или иначе Вы, несомненно, верите в кино! И если сегодня 14 февраля, то вот уже 43 118 дней кино заставляет всех нас плакать и смеяться. Бессмертное великое кино, которое, кстати, как и книги, поэзия и живопись, практически все – о любви. Именно поэтому оно настоящее! И значит Вы – в игре. Избранным режиссерам известна формула любви, а кинопродюсеру Олегу Кохану – формула кино, которое мы любим.

ЛЮБОВЬ И КИНО

Z: Какой фильм Вы считаете величайшим шедевром о любви, и почему?
Олег Кохан: Количество таких картин исчисляется десятками! Для меня не существует топов – любимых фильмов, книг или музыки. Да, я могу назвать несколько режиссерских имен, которым легко удается создавать подобные шедевры о любви: Серджо Леоне, Эмир Кустурица, Отар Иоселиани, Кира Муратова… Но я никогда не смогу определиться, кто же из них в этом смысле самый талантливый. Никогда! (Смеется.)

Z: «Сумасшедшая любовь» Лорана и Берже, «Адмирал» Колчака и Тимиревой… Киноистории о каком из подобных союзов лично Вам не хватает в кино? И почему?
О.К.: Я бы не стал называть какую-то конкретную пару, но если говорить в контексте мирового кино, то французский, американский, немецкий, испанский кинематограф, конечно, часто обращается к историям великих людей и их взаимоотношений в частности. Совершенно очевидно, что в украинском кино в этой теме наблюдается огромный пробел. Но у нас ведь есть княгиня Ольга, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Соломия Крушельницкая, Сергей Параджанов и множество других исторических, культурных и политических деятелей, истории любви которых в переводе на киноязык могли бы быть очень интересны для зрителя! Совершенно потрясающая, на мой взгляд, история Остапа Вышни, экранизированная в 1991 году киностудией Довженко, о лагерном периоде жизни писателя и его взаимоотношениях с супругой. Главную роль в фильме сыграл Богдан Ступка. «Анну Каренину» или «Отверженных», например, экранизируют в среднем каждые 5-9 лет, и это нормальная мировая практика. Поэтому я бы, конечно, с огромным удовольствием посмотрел что-нибудь о наших великих любовных союзах, которых для подобных экранизаций найдется немало.

Z: Для экранизации «Властелина колец» сценаристы Питера Джексона дописали любовную линию между Арагорном и Арвен, хотя в книге между ними был лишь один невинный поцелуй. Как Вы считаете, стоит ли режиссерам в угоду зрителю добавлять любовную драму в свои фильмы?
О.К.: При условии, если это уместно. В принципе, великая магия, происходящая между мужчиной и женщиной, если она качественно, профессионально и талантливо рассказана в контексте любой истории, только усиливает и добавляет эмоциональный фон.

ЛЮБОВЬ И КИНО

Z: Экранизацию повести Лавкрафта «Хребты безумия» приостановили в частности потому, что картина, «в которой нет ни одного женского персонажа», вряд ли будет коммерчески успешна. Так ли это?
О.К.: Может быть и так. Однако, часто подобные отговорки служат лишь публичным поводом, скрывающим другие, истинные причины закрытия проекта. Я думаю, что если правильно подать материал, верно позиционировать, и при условии, что в основе будет объемная драматическая история, то в таком случае отсутствие женских персонажей может быть ярко-выраженным конкурентным преимуществом…

Z: Эротические сцены в кино… Где, по Вашему мнению, грань между пошлостью и красотой?
О.К: Здесь, как правило, в основном банально рассуждают о степени откровенности – что показывать, а чего не показывать в кино – что-то вроде извечных споров о гранях между эротикой и порнографией. Но я всегда считал, что, прежде всего, стоит говорить об уместности данных сцен, а дальше, если это действительно выглядит на экране красиво – страстно, пылко и эмоционально – все это может быть целесообразно и в картине. Например, этим занимается француженка Катрин Брейя, которая очень талантливо исследует вопросы сексуальности. Некоторые ее фильмы, в частности «Порнократия», созданы на стыке эротики и порнографии, но как режиссеру ей удается быть не пошлой и умело показать тонкие грани отношений между мужчиной и женщиной, раскрывая темы любви, жертвенности… Для того чтобы это понять, нужно смотреть ее фильмы.

Z: Вы сотрудничали с Иоселиани, Лозницей, Занусси, Балаяном. Кто из них более сантиментален?
О.К.: Каждый из них по-своему. Сентиментальность – относительная философская и психологическая категория.

Z: Фестивальный мир уже успел оценить картину Муратовой «Вечное возвращение», украинский зритель увидит ее в начале лета. Есть ли какая-нибудь красная нить, которая пронизывает все творчество Киры Муратовой?
О.К.: Думаю, что таких нитей у Киры Муратовой несколько, так как ее творчество разделено на несколько этапов. Это даже не красная нить – это красный клубок. (Смеется.) А там и ее изысканный вкус, и оригинальность мышления, и понимание кинематографических законов, и желание с каждой новой работой удивлять своего зрителя, оставаться загадкой. Если анализировать ее трансформацию как режиссера, начиная от первых картин – «Короткие встречи», «Долгие проводы», через «Астенический синдром», «Чеховские мотивы» до «Вечного возвращения», то именно ее разнообразие в выборе тем, ракурсов и способов киноподачи как раз и будет главным, центральным для всего ее творчества.

ЛЮБОВЬ И КИНО

Z: «Моя формула счастья: любить кого‑то и жить рука об руку с любимым», – сказала как-то Литвинова. А существует ли какая‑либо формула кино, которое мы особенно любим?
О.К.: Рената действительно так говорила? (Смеется.) Главная формула хорошего кино – это личностное, искреннее и живое отношение автора к теме, о которой он говорит. Ведь бывает так, что и тема фильма интересная и резонансная, и сделано все довольно качественно и даже красиво, но при этом чувствуется отстраненность, отсутствие сопереживания человека, который это снимал. Если это фильм о животных, тогда к каждому зверьку должен быть свой подход и забота. Заказать из зоо магазина, например из http://www.grooming.kiev.ua/ какие-то игрушки, вкусные корма. Если автор, который рассказывает историю, не прорабатывает ее во всей глубине, потому что сам не слишком увлечен процессом – он никогда не сможет по-настоящему зацепить, убедить, заинтересовать зрителя. Формула кино находится в прямой зависимости от умения режиссера увлекаться и увлекать. В этом смысле очень здорово и «сопереживательно» создают свои картины Ким Ки Дук, Эмир Кустурица и Кристиан Мунджиу.

Z: Парижу, Нью-Йорку, Лондону – да. А вот футболу в любви еще никто не объяснялся. Стало известно, что Вы примете участие в международном проекте «Футбол, любовь моя». Вы любите футбол?
О.К.: Да, очень люблю и до сих пор в него играю! Но это длинная история. (Смеется.) Я давно мечтал снять кино о футболе, но в определенный момент отказался от этой затеи и вот почему. Любой игровой вид спорта, в частности футбол, имеет одно ярко выраженное преимущество перед искусством, свой особенный «нерв» – это непредсказуемость результата. Ведь когда мы смотрим фильм, мы часто можем предположить, кого в этой истории убьют, а кто останется в живых. Остается лишь следить за мастерством актеров, их манипуляцией нашими с вами эмоциями и теми интеллектуально-визуальными играми, которые ведут с нами авторы кино. В финале величайших спортивных состязаний, таких как Лига чемпионов, нас могут ждать совершенно непрогнозируемые развязки! Яркий тому пример – легендарный матч между «Баварией » и «Манчестер Юнайтед» 1999 года, исход которого, казалось бы, был известен, но буквально на последних секундах все кардинально меняется, и выигрывает другая команда. «Футбол, любовь моя» – это взгляд целой плеяды режиссеров с мировым именем, которая смотрит на игру с разных точек зрения. Для меня это достаточно интересный и увлекательный проект, но пока я не хотел бы рассказывать детали, так как в нашем кинематографе существует практика много заявлять и мало делать. Когда будет сформирована полная команда участников, сообщим о старте проекта официально.

Z: Актуальное кино в украинском прокате февраля…
О.К.: Тарантино! Я, например, получил массу удовольствия от просмотра его нового фильма. «Джанго освобожденный» – это настоящий тарантиновский юмор, очень достойный вестерн. Тарантино всегда был не только режиссером, а и киноманом, который просматривает массу фильмов и со знанием дела может посмеяться над своими коллегами – он, пожалуй, скоро перестебет всю историю кинематографа, начиная от жанров и заканчивая актерской игрой. Его фильмы – это игра в игре о кино, и это действительно будоражит. Я называю его великим манипулятором и пересмешником. Поэтому Тарантино – в списке отличного февральского кино.

Z: Фильм специально для тех, кто разочаровался в кино…
О.К.: С людьми, которые разочаровались, ропщут и говорят, что сегодня ничего не снимают, я бы, скорее, поделился не фильмом, а рецептом. В контексте тех возможностей, которые нам предоставляет цивилизация, интернет, торренты и современные цифровые технологии, можно либо снимать и монтировать собственное кино, либо обратиться к мировой сокровищнице кинематографа. Достаточно просто зайти в интернет, и, поверьте, там найдется такое количество шедевров, начиная от немого кино, Чаплина и Довженко, что не влюбиться в кинематограф заново будет очень сложно.

Z: В День святого Валентина обязательно стоит посмотреть…
О.К.: В День святого Валентина телеканалы и кинотеатры традиционно предложат Вам огромное количество фильмов с романтическими историями. А я в свою очередь рекомендовал бы кино, повествующее не просто о любви между женщиной и мужчиной, а о любви к жизни. Например, «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи – о настоящем даре и истинном умении любить жизнь при любых обстоятельствах. Этот фильм – прямой массаж сердца, колоссальная, абсолютно феноменальная работа! Фильм заставляет совершенно иначе, в других категориях взглянуть на жизни. Ведь основой любой любви, как мне кажется, должна быть именно любовь к жизни.

Z: Что для Вас – вкус жизни?
О.К: Когда я читаю «Zефир», всегда чуточку завидую людям, которым удается так стремительно, емко и интересно ответить на этот вопрос. (Смеется.) Для меня вкус жизни – это из категории наполнения тем самым вкусом, ароматом и полнотой каждого твоего действия. Находить содержание и смысл во всем, что ты делаешь, увлеченность процессом и одержимость результатом – это и есть вкус жизни. Z

Интервью: Юлия Бойко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях