Читайте на Zefir.ua

Место работы — ТРЕК

Место работы - ТРЕК

Успех Украины и украинцев в футболе, боксе, теннисе, биатлоне, фигурном катании и даже состязаниях самых сильных людей на планете давно и надежно прописался в лентах новостей любых СМИ. Хоть прячься, а все равно что‑то про них да узнаешь, и это в то время, как немало весьма достойных украинских спортсменов ищут встречи со СМИ. Речь об украинском автоспорте и украинских автогонщиках, создавших своими руками не только множество чемпионатов, кубков и серий, начиная с картинга и заканчивая кольцевыми гонками и ралли во всех его видах, но и собственную известность, не в последнюю очередь благодаря выступлениям в международных состязаниях. Да, это именно он: мастер спорта по картингу, чемпион Украины по картингу в классе «Интерконтиненталь», трехкратный чемпион Украины по шоссейно-кольцевым гонкам и страстный участник европейского Кубка туринговых автомобилей ETCC ИГОРЬ СКУЗ, чью стартовую позицию всегда видать издалека – над тележкой техобслуживания полощутся на ветру украинские флаги.

Место работы - ТРЕК

Z: Давайте начнем с самого начала. Вы говорите, что занялись картингом в 1984 году. К тому моменту Вы уже были довольно большим мальчиком.
Игорь Скуз: Я занимался и футболом, мама водила меня и на хоккей, и на борьбу, отдельной главой было занятие спортивным туризмом. Я наверное никогда этого не забуду (смеется)… На улице осень, слякоть, у меня выходной день и я иду в мокрый лес и главное то, что мне это нравилось, хотя многие друзья меня не могли понять. Когда мой лучший друг привел меня на пробное занятие, я сразу понял что это мое. Это была не обычная секция.. это полноценный туризм и не важно что в группе были ребята подросткового возраста и младше! Когда тебе тренер дает спичечный коробок с одной спичкой и говорит что ты должен развести костер зимой в лесу.. вот это экстрим. Вообще веселых историй было много. Когда мы учились спелео (лазание по горам), многие из нас застрявали на дереве и висели там около часа, пока не догадывались как спустится самостоятельно. Но хобби это не из дешевых, ведь на своем здоровье не сэкономишь ). Когда у нас был первый зимних поход (пеший поход, зимой, на 25 километров), мне нужно было собрать самому полностью свою экипировку. Я слегка опешил, когда увидел тогдашнюю стоимость на зимние спальники. Тренер посоветовал изучить цены на спальники в Киеве от +10 градусов. Я бы никогда не подумал что в нем будет спать тепло.. а оказалось, почти как в своей кроватке. Главное, что знаниями полученными еще в детстве, я пользуюсь до сих пор. Они мне очень пригодись в моем следующем хобби, которое переросло в нечто большее. Однажды старший брат привел меня на секцию картинга, и я понял – это мое. Тогда на занятиях было по 30–40 человек, и чтобы прокатиться один раз на картинге по двору, можно было неделю ходить, стоять в очереди, переносить картинг на руках, что-то там крутить… И ровно через полгода из нашей группы остался я один. Дети новые приходили-уходили, а мне картинг пришелся по душе. Уже через три-четыре месяца занятий захотелось большего – участия в соревнованиях. Дальше была детско-юношеская спортивно-техническая школа, сборная Киева. Я прошел очень долгий путь – 20 лет. Я бы даже сказал, что пересидел в картинге. Чемпионат Европы по картингу – это совсем другая планета – мало того, что сложно физически, ведь спортивный карт развивает скорость порядка 180 км/ч, так еще и конкуренция очень высокая – более 150 соперников и гонок немеряно: квалификационные, отборочные, четвертьфиналы, полуфиналы, предфиналы, и в финал выходят только три-четыре человека. Но картинг я уже перерос. Я завоевал много наград: выиграл не один десяток гонок, стал чемпионом Украины, пятикратным серебряным призером чемпионата Украины и обладателем Кубка Украины. Понял, что это уже мой предел, и решил перейти в «большие» гонки.

Z: И Вы выбрали гонки кузовных автомобилей?
И.С.: Да, я стал трехкратным чемпионом Украины. И решил продвигаться дальше. Я выбрал туринг – серию ETCC. Чемпионат Европы – это последняя ступень перед чемпионатом мира WTCC, это моя самая главная и конечная цель. В нем ездят автомобили высокой спортивной подготовки, визуально похожие на серийные, но от серийных в них только значок. Да что машины?! В WTCC что ни фамилия – то история!

Z: Украинский кузовной чемпионат Вы не покинули?
И.С.: Нет. В этом году я все равно буду участвовать в чемпионате Украины. И буду ехать, потому что, как бы это высокопарно ни звучало, я патриот своей страны, и если не я, то кто?

Z: А кто, кстати?
И.С.: Положа руку на сердце, очень мало ребят могут составить конкуренцию. Я думаю, в этом году будет точно так же. И вовсе не потому, что я такой великий гонщик и все знаю, а потому что, чтобы выиграть и быть чемпионом, я проделал очень огромный объем работы.А то у некоторых складывается мнение, что все просто: купил машину, сел – бах и выиграл.

Z: А Вы можете себе представить Вашу собственную команду, но без Вас и брата за рулем?
И.С.: Я еще не думал об этом, но, в принципе, допускаю такую мысль.

Z: Какие должны быть условия, чтобы сказать: «Да, это подходящее время и обстоятельства, и у меня есть все необходимое, чтобы заниматься командой как командой»?
И.С.: Чтобы это была команда как команда, первое – должно быть финансирование. Второе – должно быть больше свободного времени. В идеале я мечтаю выступать в чемпионате мира, а команда чтобы самостоятельно участвовала в чемпионате Украины. Я буду выигрывать там, а команда – тут. (Смеется.)

Место работы - ТРЕК

Z: Когда Вы пришли из украинского чемпионата в ETCC году эдак в 2011-м, какой из главных составляющих (спортивной, технической или стратегической) не хватало больше всего?
И.С.: Опыта. В 2012 году я пересел на автомобиль S2000, очень быстрый и по характеристикам очень близкий к автомобилю мирового туринга. Ехать на нем очень-очень сложно, плюс необходимо знание трасс, и если раньше их было четыре, теперь – пять. Кроме того, в прошлом году я ехал на Seat Leon с дизельным двигателем, к которому было легко адаптироваться, потому что мотор очень низовой и очень моментный. В этом же году дизели отменили, и я еду на бензиновом двухлитровом моторе TFSI, а он, наоборот, очень пиковый и работает с 6000 оборотов. Едешь только на мощности и в очень коротком диапазоне – от 7000 до 8500 оборотов. В чемпионате Европы и мира нужно ехать не просто быстро, а очень быстро, и чтобы так ехать, необходимо много маленьких составляющих собрать воедино – тогда получится хороший результат. Но когда одна из составляющих выпадает, то, соответственно, и результат другой. Точно так же, как он может быть феноменально хорошим, может быть и феноменально провальным.

Z: Как Вы реагируете на неудачи?
И.С.: Профессионализм пилота как раз и заключается в том, чтобы не впасть никогда не сравнится с Формулой-1. Потому что, как бы там ни было, но об этих 24 человеках говорят каждый день и по всему миру.

Z: Командная тактика и стратегия в гонках. Как Вы ее понимаете в здоровом, правильном смысле?
И.С.: Считаю, что она должна быть, и это правильно.

Z: А надо ли лишать второго пилота возможности выиграть гонку, если это не повредит первому пилоту? Взять все тех же Марка Вебера и Себастьяна Феттеля в Формуле-1.
И.С.: Давайте начнем с того, что Феттель выигрывает пять гонок, а Веббер – одну. Считаю, что надо лишать. Команда видит, кто из пилотов в состоянии выиграть чемпионат, а Веббер не может. Есть такое понятие – потенциал. Конечно, Вебберу хочется выигрывать. Но он – второй. Есть команда, которая тебе готовит машину, выстраивает стратегию и хочет, чтобы у нее был чемпион. Когда в конце чемпионата для титула не хватает одного очка – вот он настоящий проигрыш. А фанаты воспринимают использование командной стратегии как обиду, не задумываясь о таких тонкостях.

Место работы - ТРЕК

Z: Ваши коллеги часто не следят за событиями в автоспорте, не говоря уже о других дисциплинах. Это почему?
И.С.: Тут дело в жабе – зеленой грудной… Без нее, родимой, никак. «На его месте должен был быть я!» – «Напьешься – будешь!» (Смеется.) Никто не радуется чужим успехам, скорее, наоборот. У нас, украинцев, отсутствует дух патриотизма. Даже у россиян его больше.

Z: Может быть, проблема в том, что наш автоспорт представляют очень состоятельные люди?
И.С.: И это может быть. Я в каждом интервью стараюсь объяснить, что все, чего я добился, все, что у меня есть, заработано потом и кровью, титаническим трудом. Ни у кого я ничего не взял. Я выступаю и за свои деньги, и за спонсорские, и благодаря помощи друзей. Потому что есть плановые расходы, а есть незапланированные траты. На тестах в Монце я разбил SEAT – и это в смету не входило.

Z: Насколько сильно давление на Вас в связи с происшествиями в начале сезона?
И.С.: Зачем кривить душой, присутствует. Но благодаря тому, что в Европе существует такое понятие, как страхование, хотя франшиза все равно есть, издержки оплачивает страховая компания, что радует. Без страховой цифры выходят сумасшедшие.

Z: В контракте есть какие-то штрафные санкции по отношению к Вам?
И.С.: Нет. Но там прописано, что я могу или не могу говорить на пресс-конференциях. Например, не могу плохо высказываться о команде, стратегии и тактике, комментировать такие ситуации, как, например, в прошлом году, когда моим напарником был Фернандо Монхе, и мне нужно было пропустить его в Имоле, потому что он ехал за чемпионским титулом. И я горд, что помог команде – у нее есть еще один чемпионский титул в европейском чемпионате.

Z: Вы не настаиваете на том, чтобы семья познакомилась с тем, чем Вы занимаетесь…
И.С.: Это правда. Но я вовсе не говорю, что не собираюсь садить сына в картинг. Честно говоря, я пока еще не знаю, хочу ли я для него такой судьбы: взлеты, падения, разочарования. В шесть лет садить ребенка за руль, на мой взгляд, еще рано. Если и решусь, то минимум с восьми-девяти. И заставлять его не буду ни в коем случае. Дам попробовать и посмотрю, есть ли в нем задатки. Если да – будем продолжать, а если он окажется в числе середнячков, я скажу: «Все, сынок, заканчиваем».

Место работы - ТРЕК

Z: Вы перфекционист?
И.С.: Да, это моя позиция. Если понимаешь, что не можешь быть первым – зачем тогда заниматься? Если бы я не чувствовал, что могу выиграть, я бы не участвовал. У меня мотивации хватит на весь закрытый парк ETCC вместе с WTCC. Мне так хочется победить!

Z: Бытует мнение, что за счет темперамента мы нередко выигрываем у более степенных иностранцев. Это одновременно преимущество и недостаток славянских пилотов?
И.С.: Прочитал недавно такую хорошую фразу: самый большой барьер на пути к успеху – боязнь поражения. И это правда. Но если бояться – ты никогда не выиграешь. Вот и все. И нужно уметь говорить о своих неудачах, хладнокровно анализировать – только тогда добьешься успеха, а не сваливать вину на все что угодно, кроме себя.

Z: Когда ждать Вашего появления в WTCC?
И.С.: В 2014 году, если все сложится удачно. Я очень суеверный человек – не люблю утверждать на 100%.

Z: Что для Вас – вкус жизни?
И.С.: У вкуса жизни много составляющих.Во-первых – это и прекрасная семья, которая поддерживает тебя во всех твоих начинаниях, идеях, даже когда дела идут плохо – она всегда рядом, и это только добавляет тебе желания, рвения и оптимизма. Во-вторых, это удовольствие постоянно доказывать себе, что ты что-то представляешь в этой жизни, что можешь бороться на равных с сильнейшими и побеждать! Z

Интервью: Тимур Чилачава
Фото: Андрей Посонский, пресс-служба Игоря Скуза

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях