Читайте на Zefir.ua

С балетом на «ты»

С балетом на «ты»

Балет – одухотворенная пластика, воплощение мысли в движении, духовного в телесном. Зритель в зале попадает в иную реальность, и современные технологии тут совершенно ни при чем. Все дело в эмоциях, которые он дарит. В этом убежден и премьер Мариинского театра, белорусский танцовщик ИГОРЬ КОЛБ. В октябре он посетил Киев, чтобы поговорить со зрителями на языке танца в шоу Дениса Матвиенко «Диалог».

С балетом на «ты»

Z: Герой фильма «Москва слезам не верит» говорил о том, что в ближайшем будущем не будет ни театра, ни кино – одно телевидение. Какое будущее Вы прогнозируете для балета?
Игорь Колб: В прошлом и сейчас многие пророчили и пророчат большие проблемы балету. Тем не менее, при всем, казалось бы, примитивном сюжете самым живым остается именно классический балет. Он любит ее, она любит его, однако расовые предрассудки или положение в обществе мешают их воссоединению. Ничего нового! Но зритель идет смотреть «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик» и «Спящую красавицу» в поисках сказки, чуда, искренних эмоций. В настоящей жизни, к сожалению, много негатива и неискренности. И поэтому публика в зале по-прежнему плачет во время сумасшествия Жизели и сопереживает Ромео и Джульетте.

Z: И все же, мир не стоит на месте, появляются новые течения и в балете, к примеру, модерн. Какое место отведете ему?
И.К.: Модерн, или современный балет, занимает определенную нишу. И никогда не сместит классический балет. Это еще одно направление в искусстве, дающее возможность иначе посмотреть на классику. Недаром стоячая вода имеет неприятный запах – не может жизнь стоять на месте! В возможности сравнения больше истины.

Z: Вы, представитель классической школы балета, не раз танцевали во многих современных постановках. На какие еще готовы эксперименты?
И.К.: Сейчас на все. Конечно, изначально базовым у меня был классический репертуар. Но со временем я понял, что благодаря современному языку телодвижений очень много в себе открываешь. Постоянно совершенствуясь, я танцевал постановки Уильяма Форсайта, Джорджа Баланчина, Джерома Роббинса, Раду Поклитару и Алексея Ратманского. Шаг за шагом я открывал, что могу еще больше сделать на сцене.

Z: На сегодняшний день Вы потенциальный пенсионер. Но в возрасте 36 лет «пенсия» – смешно. Какова жизнь балетного пенсионера?
И.К.: Мне тридцать шесть лет, и я официально заявляю, что в декабре этого года наступает моя пенсия. (Смеется.) Чувствую ли я себя пенсионером? Конечно же, нет! Но, тем не менее, это так. Понимаете, мы, танцовщики, уходим на пенсию гораздо раньше обычных людей. Если ты солист, как в моем случае, то через пятнадцать лет. Почему так? Потому что эти пятнадцать лет по насыщенности событиями и сжатию информации я бы сравнил с форматом музыкальных файлов mp3. То что мы проживаем за 15 лет, обычные люди проживают за 55. В 35-36 лет ты еще можешь работать и работаешь, но уже начинаешь задумываться: что же дальше? Я пока не знаю, что дальше. Может быть сделаю в доме ремонт, поставлю камин и буду наслаждаться теплом огня. Кстати, камин почти готов, стенки я выложил сам, а дверцу для камина заказал тут, осталось все собрать, смеется. Но состояние, в котором сейчас пребываю, для меня комфортно. Я просто живу и получаю от жизни колоссальное удовлетворение. И не испытываю страха перед будущим. У меня складывается впечатление, что кто-то свыше руководит мной, защищая от излишней суетливости.

Z: Вы суеверный человек?
И.К.: Скорее, верующий. Я не воцерковленный, но искренне верю в то, что если живешь правильно, у тебя все будет хорошо. Во всяком случае, у меня так всегда было. Любой момент нехорошего помысла откликается в ближайшее время определенной реакцией. Поэтому я верю: как ты к людям, так и они к тебе.

С балетом на «ты»

Z: Барышников говорил, что есть две балетные школы: хорошая и плохая. Вы согласны с его утверждением или убеждены, что со временем его можно подкорректировать?
И.К.: Считаю, что сейчас появились другие возможности. Под хорошей школой, вероятно, подразумевается классическое образование, благодаря которому ты можешь танцевать как классику, так и модерн. Но в наше время есть изначально одаренные люди, без классического образования как такового. Они не делают фуэте и круги, не прыгают шпагаты и танцуют на каком-то интуитивном, подсознательном уровне, что не менее завораживает. Ты сидишь в зрительном зале и получаешь колоссальное удовольствие от того, насколько они раскрепощены.

Z: За легкостью на сцене скрывается сумасшедший труд. Насколько нужно любить балет, чтобы терпеть большие физические нагрузки с детства?
И.К.: Мне повезло, я никогда ничего не терпел. Приведу пример. Когда я приходил домой и говорил, что устал или у меня что-то болит, мой одиннадцатилетний сын говорил – не работай! И я начинал ему объяснять, что я не работаю, я так живу. Никогда не говорю: я иду на работу. Говорю: я иду в театр. Чувствуете разницу?

Z: Да Вы счастливый человек!
И.К.: Да! И стараюсь объяснить это сыну. Я иду в театр и ощущаю неимоверную отдачу! Получаю колоссальное удовлетворение от зрителей, от большого количества писем, которые приходят. Конечно, были и стрессовые ситуации, травмы, наступали моменты, когда начинал задумываться – что же, если не балет? Но чтобы терпеть… Нет, такого никогда не было.

Z: Балет корректно сравнивать со спортом?
И.К.: Да, конечно. Та же жесткая дисциплина, те же нагрузки, тот же лимит времени, отведенный на достижение цели. В спорте – кубки и медали, у нас – спектакли, которые сделал.

Z: В помощь спортсменам – целые команды массажистов. А кто или что предоставлен в помощь танцовщикам?
И.К.: У меня в номере стоит большая сумка с самыми разными палочками для стопы, специальными квадратиками, мячиками… Когда-то я приходил в балетный зал с полотенцем в руках. Теперь со мной всегда большая сумка, в которой есть все для того, чтобы разогрелась каждая часть тела. Мне повезло стать ее обладателем после тридцати лет, а кто-то приходит с такой уже в восемнадцать. Хотя, кому-то еще раньше вообще не повезло… (Смеется.)

Z: Вы выступали на многих сценах мира, публика принимает везде по-разному?
И.К.: Конечно же, по-разному. Одна публика радует, другая настораживает, а третья, кажется, вообще тебя не воспринимает. В Америке ты выходишь на сцену и сразу же чувствуешь публику, не скрывающую своих эмоций. В Японии боятся потревожить артистов и хлопают им только в конце номера. И если, выступая в России, мы уже знаем, какой будет реакция зала в определенные моменты, то в других странах она может быть совершенно неожиданной. К примеру, из зала вдруг может донестись смех.

Z: Про балет снято множество фильмов, но самым нашумевшим, наверное, стал «Черный лебедь». Насколько он близок к жизни?
И.К.: Он не очень близок к балету. В принципе, все, о чем там рассказывается, скорее всего, имеет место быть, но уж точно не в одном месте и не в одно время. Кому-то для достоверного вхождения в образ нужно съездить в сумасшедший дом, а кому-то достаточно собственных переживаний. Мы же постоянно копим какие-то впечатления в течение жизни. И когда попадаем в знакомую ситуацию или чувствуем определенный запах – срабатывает
ассоциативное мышление. А мы, представители искусства, думаю, особенно впечатлительные… В любом случае в этом фильме все что, наверное, случалось с разными людьми, подано в слишком концентрированном виде. Мне «не везло» в этом плане – со мной всегда все было хорошо. (Смеется.)

Z: Постучите по дереву!
И.К.: Я же не суеверный! Хотя… Один раз объехал черную кошку. Вез на машине ребенка в школу, а через дорогу шла кошка. Я притормозил, притормозила и встречная машина. Мы, каждый со своей стороны, объехали кошку и разъехались. Самое смешное – в машине напротив сидел артист нашего же театра! (Смеется.) И как только мы разъехались, он мне позвонил: «Это ты только что кошку объехал?»

Z: Что для Вас вкус жизни?
И.К.: Все! В какой-то момент я понял, что нужно радоваться абсолютно всему. К примеру, вылетал сегодня из Питера, там была плохая погода. Приземлился, а у вас так хорошо – солнечно, сразу поднялось настроение. Думаю, как же мне сегодня повезло! (Смеется.) Z

Интервью: Юлия Ганская
Фото: Александр Микула

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях