Читайте на Zefir.ua

Что такое настоящая жизнь

Вчера, 24 июня, погиб лидер команды SIXT Ukraine, многократный участник знаменитой гонки «Дакар» Вадим Нестерчук.

Что такое настоящая жизнь«Zефир»: Что же все-таки заставляет нормальных с виду людей так рисковать жизнью?

Вадим Нестерчук: А кто сказал, что мы ненормальные? В моем понимании у нас риск обдуманный, к которому мы готовимся. Готовим автомобили, умеем ездить, просчитываем какие-то ситуации, но действительно гонка довольно тяжелая, поэтому все случается. НО ЭТО – ЭТО ЖИЗНЬ НАСТОЯЩАЯ. У Вадима Притуляка, мотоциклиста, который также выступает в «Дакар» от Украины, как-то после очередного тяжелого заезда вырвалось: «Оглянись вокруг, Вадим, мы сборище придурков и мазохистов. Мы, будучи в здравом уме, выбрасываем огромные деньги на то, чтобы вот так мучиться».

Так ответил Вадим Нестерчук, лидер команды SIXT Ukraine, многократный участник знаменитой гонки «Дакар», международных ралли-рейдов Abu Dhabi Desert Challenge, «Шелковый путь», Ралли Фараонов в интервью журналу «Zефир» в феврале этого года. Вчера, 24 июня, Вадим погиб на тренировке в пустыне Руб Эль Хали в Объединенных Арабских Эмиратах во время подготовки к ралли «Шелковый путь». Вадим Нестерчук запомнился нам веселым, улыбчивым, искренне влюбленным в гонки человеком с задорными искорками в глазах, отличным рассказчиком увлекательных гоночных баек.

atlant-m.ua

Автоспортивный сезон 2013 года открыл ралли-марафон Дакар. Это 8,5 тыс. км по дорогам и бездорожью Перу, Аргентины и Чили, от Лимы на севере до Сантьяго на юге. Это шампанское на подиуме, это льющийся градом пот и мужские слезы от усталости, это борьба за секунды, минуты по пояс в грязи, по колено в песке, бессонные ночи механиков. Пару месяцев перерыва – и руки сами тянутся к рулю, организм требует новой дозы адреналина, а романтичная душа – нового героического приключения – Abu Dhabi Desert Challenge, «Шелковый путь», «Ралли фараонов». Лидер команды SIXT Ukraine ВАДИМ НЕСТЕРЧУК уже много лет с гордостью представляет Украину на международных соревнованиях по ралли-рейду наивысшего уровня. В 2013 году команда заняла 26-е место в общем зачете, что для класса легковых автомобилей суперпродакшн, в котором она выступает –хорошее достижение. Впереди команду ждет любимое развлечение – покорение песков и дюн пустыни Сахара.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ТУДА:

Это зрелище
Все яркие красивые кадры, которые Вы видите – прыжки, перевороты, проезд на двух колесах, аварии, откапывание из песка – это следствие ошибки пилота, штурмана или поломка автомобиля. А правильная езда – она скучная, ее не видно, ее никто не снимает, но именно в ней кроется залог победы и удовольствие, которое испытываешь.

Это приключение
Погода испортилась, и несколько этапов оказались дождливыми. На свою видеокамеру мы сняли потрясающие кадры – вертолет пытается вытащить автомобиль из канавы, которая превратилась в бурлящую реку. Только-только тек совсем небольшой ручеек, а уже через10 минут несется стена воды высотой в два метра. Песок в пустыне сыпучий, лежит наскальном основании. Поток в считанные секунды вырывает канаву, останавливают его только камни, которые вода пытается сдвинуть с места. Когда стоишь у такого потока – земля под ногами дрожит. Экипаж джипа неправильно рассчитал силы и время – попробовал перепрыгнуть канаву, которая расширялась буквально на глазах. Пытаясь удержать машину, штурман перебрался на другую сторону потока и привязанный веревкой выполнял функцию якоря.

Это мечта
Есть категория участников Дакара – туристы. Для них Дакар – это подвиг, мечта всей жизни, единственное яркое пятно. Жил себе человек обычной жизнью, и вдруг продал все – дом, землю, вложил все сбережения в подготовку машины, проехал Дакар и вернулся в родной городок настоящим героем. Таких участников наберется 20–25% каждый год. Здесь встречаешь людей, мужеству которых можно позавидовать: Дакар едут инвалиды без ног, люди больные раком, которые посчитали участие в Дакар хорошим окончанием жизни.

Это испытание на выносливость
На некоторых гонках, например в Абу-Даби или Дубае, погодные условия очень жесткие. Уже в конце марта – начале апреля в пустыне стоит жара +35-40 градусов. В салоне же машины – в прошлом году экипаж Леонида Огородникова замерял – температура поднялась до +80. Ты словно в сауне находишься и при этом проезжаешь в день в очень напряженном режиме по 700-800 км. Когда я выхожу из машины, я такой мокрый, что комбинезон впору выкручивать. Механики ночью мое сиденье феном сушат. Иногда механики так устают за подготовкой машины, что засыпают прямо на капоте автомобиля, стоя. У Вадима Притуляка, мотоциклиста, который также выступает в Дакар от Украины, как-то после очередного тяжелого заезда вырвалось: «Оглянись вокруг, Вадим, мы сборище придурков и мазохистов. Мы, будучи в здравом уме, выбрасываем огромные деньги на то, чтобы вот так мучиться».

Это встреча с кумирами
На Дакаре собираются сливки не только автоспорта. Нассер Аль-Аттия успешно выступает в IRC. Карлос Сайнс – двукратный победитель WRC. В следующем году ждем прихода Себастьяна Лёба, девятикратного чемпиона WRC. Люк Альфан из заводской команды Mitsubishi – обладатель Кубка мира по горнолыжному спуску. А Адам Малыш, который едет в Toyota?! Он четырехкратный чемпион мира, четырехкратный призер Олимпийских игр по прыжкам с трамплина. В Дакаре пробовал свои силы Жан-Поль Бельмондо. И сын Маргарет Тэтчер Марк. Как-то раз он потерялся в пустыне Сахара. Два дня его экипаж искали войска Франции и Великобритании. Группа Scorpions очень любит Дакар и устраивает бесплатный концерт на день отдыха.

КОГДА ЛЕТЕТЬ:
Ралли-марафон Дакар традиционно проходит на протяжении двух недель в январе. С 2009 года его проводят в Южной Америке. В течение года по всему миру проходят также ралли-рейды класса «Дакар». Это и Desert Challenge в Абу-Даби (4–11 апреля), и ралли «Шелковый путь» в России (6–13 июля), и Pharaon’s Rally в Египте (30 сентября–5 октября). Но, на мой взгляд, смотреть гонки лучше по телевизору. Много камер, есть изображение с разных ракурсов, доступны live-данные, комментатор дополняет картинку – ты получаешь намного больше информации, сидя перед телевизором, чем на трибуне, где мимо тебя с ревом проносятся машины. То же самое касается нашей гоночной дисциплины. Раз или два стоит поехать на Дакар или любой другой ралли-рейд – послушать рев двигателей, поболеть на трассе, походить по бивуаку, даже пообщаться с пилотами, чтобы потом со знанием дела в комфортной обстановке за чашкой чая смотреть обзоры по телевизору.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ:

Трасса
На трассе есть специальные зрительские зоны. Дюны, откуда просматривается от полукилометра до двух. Очень интересно видеть разницу между профессиональными спортсменами и любителями, разницу между манерой прохождения участка на мотоцикле, внедорожнике и грузовике. Дакар 2009 года мне не разрешили ехать на квадроцикле, и у меня была возможность увидеть Дакар со стороны. В Копиапо я простоял с утра до вечера на одной из дюн и видел, как едут Марк Кома и Сирил Депре на мотоциклах, потом как едут любители на мотоциклах, потом как едут «заводы» на машинах, потом как едут любители на машинах. Я получил море удовольствия. Со стороны хорошо видны ошибки, особенно если Вы в теме и сами «пробовали» песок. Возьмите машину напрокат, с механической коробкой, попробуйте поездить по песку, застряньте, покопайте – и тогда наблюдать за ралли-рейдом будет одно удовольствие. На трассе нельзя забывать о собственной безопасности. На Дакаре, ралли-рейдах или классическом ралли зрители должны понимать, что автомобиль – это две тонны металла, которые несутся очень быстро, поэтому нужно дружить с головой и немножко с физикой. И понимать, что нельзя стоять на выносе, ведь пилот может попросту потерять автомобиль, «не вытянуть», и в таком случае следует понимать, куда этот автомобиль уйдет. К сожалению, 80% людей или не задумываются, или не понимают, что на самом деле происходит с машиной – и когда ты входишь в крутой поворот после быстрого прямика, то видишь людей, стоящих ради красивых кадров на внешнем выносе из поворота! Смертельные случаи с участием зрителей на гонке это безалаберность в первую очередь самих зрителей.

Бивуак
На бивуак стоит попасть, но вход туда платный – EUR ¤350. Зато Вы в непосредственной близости увидите, чем живут команды, что делают пилоты между гонками, как ремонтируют машины. Конечно, подобраться совсем вплотную Вам никто не даст, зона командного бивуака ограждена ленточками, гости-то разные бывают – вдруг кому-то вздумается что-то, что еще пригодится команде, на сувенир прихватить. (Смеется.)

ГДЕ ПОЕСТЬ:
Если Вы попали на бивуак, то обязательно стоит побывать в нашей столовой. Она общая. Днем здесь можно встретить кого угодно – гонщиков, механиков… Например, Нассера Аль-Аттия. Когда Нассер выступал за Volkswagen, он предпочитал находиться где угодно, только не в бивуаке команды. Катарцу, видимо, не по душе был немецкий темперамент. А вечером в столовой становится очень душевно, там разводят костер, в центре располагается небольшой подиум, на котором проходят брифинги. В латиноамериканской кухне, которую подают на Дакаре, все продукты знакомы и понятны. То ли дело африканские и азиатские страны. Здесь нужно думать, что есть.
Наш штурман Евгений Павлов в 2010 году в Китае отобедал в рыбном ресторане. На следующий день мы сошли из-за перегрева двигателя – я увлекся гонкой, а он «увлекся» своим отравлением. Поэтому в Китае, Египте и подобных странах основное правило – вода бутилированная, руки мыть, ничего ими не трогать, есть только простую понятную еду: рис, курицу без подливы, а овощи и фрукты обязательно нюхать и споласкивать чистой водой, даже если кажется, что они мытые. На прошлогоднем Дакаре перед финишем в Писко принимающая сторона решила нас угостить фруктами. Их было так много, да таких диковинных, которых я и в глаза-то никогда не видел .Поскольку следующий день обещал быть не тяжелым, всего каких-то 20 км, мы с журналистами позволили себе расслабиться. В течение трех часов мы лакомились, а затем палатка неожиданно и стремительно опустела. Как потом оказалось, все ретировались по туалетам, набегу расстегивая штаны – доелись фруктов «до ручки». (Смеется.)Ч

ТО ВЫПИТЬ:
Участники соревнования ежедневно выпивают до 12 тыс. пол-литровых бутылок воды. Лично я за день выпиваю порядка семи литров, потому что и от жары, и от напряжения во время гонки теряешь много жидкости. А вот в столовой бивуака, где и без того царит особенно веселая атмосфера, разливают даже алкоголь. Мы ведь проезжаем через винодельческие регионы Южной Америки, которые, естественно, стремятся познакомить со своим продуктом. И где-то со второй половины Дакара, когда участников становится все меньше, а туристов все больше – событие превращается в сплошную гулянку. Гонщики, которые еще в игре, понятное дело, не пьют, но организаторы, туристы и журналисты ни в чем себе не отказывают. Для них Дакар – это праздник. Еще на гонках пьют шампанское на подиуме. Точнее, не столько пьют, сколько разливают друг на друга и зрителей. (Смеется.)

ШОПИНГ: ЧТО И ГДЕ ПОКУПАТЬ

Символика
В бивуаках продается только официальная символика Дакара. А за символикой команд надо обращаться непосредственно к команде. Например, наш главный механик Виталий Бутинец собирает кепки. Другие коллекционируют футболки. В этом году мы на подиум вышли в стилизованных под Дакар вышиванках. Ох и фурор они произвели! А механик Робби Гордона прибежал к менеджеру нашей команды Юрию Черкащенко, умоляя обменять его футболку на вышиванку. Юра только хмыкнул в ответ. Механик не сдался, прямо на подиуме снял футболку с Робби Гордона, заставил расписаться на ней, принес ее Юре и говорит: «Давай меняться!» Но Юра и тут остался непреклонен: «Мы Родину не продаем!» (Смеется.)

Автографы
Для коллекционеров автографов Дакар – настоящий рай. Их просят ставить на футболках, кепках, флагах, а особо преданные фанаты – даже на теле. Потом, наверное, не моются какое-то время. (Смеется.) Лично я не увлекаюсь автографами, наверное, уже перерос. Того же Сайнса, Петранселя, Аль-Аттия или Чагина я вижу каждый день на гонках. Автографы наша команда берет для преданных болельщиков. Мы завели традицию – с каждого Дакара привозить по книжечке с подписями. Сейчас их у нас уже шесть.

Сувениры
Сувениры разные бывают. Доходило до смешного. Как-то на «Трансориентале» в Башкирии бивуак разбили в степи под открытым небом. Естественно, прибыли болельщики – местные жители из райцентра. Международная гонка для них настоящий праздник. Всю ночь они ходили между палатками, в которых мы спали, пили, веселились, пока наши механики работали. Я разложил на палатке просушиться свое нижнее несгораемое белье – подштанники, рубашку с длинным рукавом, носки и балаклаву. Унесли в качестве сувениров. Кому-то мои подштанники приглянулись. (Смеется.) Или в 2011 году на ралли «Шелковый путь» мы проезжали реку вброд, и у нас оторвался номерной знак. Потом мы увидели фотографию то ли «Вконтакте», то ли в Facebook – с ним болельщики сфотографировались. Это ж надо! Нырнули, вытащили. А вообще фанаты разные бывают. В последние годили два Дакар в Буэнос-Айресе превратился уже не в праздник, а в какую-то попойку. Как в той поговорке: «Хоронили тещу –порвали два баяна». «Праздновать» начинают уже с утра, и когда приходит время проезда машин, болельщики пребывают уже в маловменяемом состоянии, отрывая от авто все, что можно оторвать, например, все те же номерные знаки.

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ЛЕТЕТЬ:
Мы везем с собой на ралли-рейд целый грузовик с запчастями. В нем находится: 40 колес (приблизительно по 4 новых колеса на каждый спецучасток), дополнительная коробка передач, двигатель, основные механизмы (по одному экземпляру),а вспомогательных (редукторы, приводы) – по три или четыре, а уж рычагов, которые имеют свойство ломаться – по 10–20, тормозные колодки, суппорты – другие расходные материалы с огромнейшим запасом. Из этих комплектующих можно собрать еще одну машину или целых два года жить на этих запасных частях ни в чем себе не отказывая. (Смеется.) Зрителям же на трассе не обойтись без воды, головного убора, фотоаппарата или камеры и… терпения.

К женщинам за рулем уже все привыкли, а как насчет женщин за рулем гоночных машин?
Есть очень хорошее ралли газелей (Rallye Aїcha des Gazelles) –ралли-марафон исключительно для женских экипажей. Кстати, он пройдет в Марокко с 16 по 30 марта. Z

Что такое настоящая жизнь

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Пресс-служба команды SIXT Ukraine

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях