Читайте на Zefir.ua

Записки гурмана

ЮРИЙ ПРОТАСОВ
Записки гурманаПыль дорог, пот сражения, брызги шампанского на подиуме, зрелищные сходы с трассы, поломки и горечь поражения – целый спектр эмоций чувствуют участники Чемпионата мира по ралли, или WRC. И не только они. Точно так же переживают за победы и неудачи своих спортивных кумиров миллионы болельщиков у экранов телевизоров и тысячи вдоль трасс. Разве что вкус шампанского на подиуме и дома немного отличается. Фанат автоспорта, в отличие от футбольного фаната, космополит. Тем не менее, когда по трассе едет автомобиль с украинским экипажем за рулем, а на обочине развивается украинский флаг, всех наших без исключения переполняет гордость.

Приятно видеть имя пятикратного чемпиона Украины по картингу, двукратного чемпиона Украины по  ралли, победителя этапа Чемпионата Европы по ралли Prime Rally Yalta ЮРИЯ ПРОТАСОВА на 21-й (что очень почетно!) строчке общего зачета WRC и на первой строчек WRC2, класса, в котором выступает экипаж Юрий Протасов – Павел Черепин. На сегодняшний день у украинского экипажа, представляющего команду Darnitsa Motorsport за рулем Ford Fiesta R5, две победы (ралли Монте-Карло и ралли Мексики) и 60 очков, что на 16 очков больше, чем у ближайшего соперника итальянца Лоренцо Бертелли.

Почему WRC:
Во-первых, потому что WRC – это вершина автоспорта в категории ралли. Интереснее соревнований в этой категории нет.
Во-вторых, это зрелище, от которого захватывает дух – скорость, на которой едет машина, как входит в повороты, как преодолевает трамплины. Прыжки на трамплинах выглядят особенно эффектно. Посмотреть гонку съезжается огромное количество людей. Болельщиков столько, что где бы машина ни вылетела с трассы, рядом с ней тут же оказывается добровольная подмога и толпа зевак. Конечно же, многие очень ждут полета в кусты. (Смеется.) Длина некоторых спецучастков достигает 50 км. И вдоль всего этого отрезка стоят люди, за безопасность которых отвечают маршалы, которые сообщают сигналом свистка о появлении очередного гоночного автомобиля. В-третьих, личная мотивация. Гонкам я отдал целую жизнь. Сейчас я провожу свой 11 сезон в ралли. Когда у меня родились дети, я задумался: может, хватит рисковать жизнью. Потребовалось время, чтобы принять решение продолжить карьеру. Чтобы побеждать, необходимы две вещи: мотивация (она у меня сейчас как никогда высокая, поэтому и результат есть) и холодная голова (когда не задумываешься о рисках и едешь на пределе). Иногда мы обсуждаем этот вопрос с Робертом Кубицей, у нас теплые дружеские отношения. (В феврале 2011 года перед началом сезона Формулы-1 поляк Роберт Кубица получил серьезные травмы правой руки в аварии на ралли Андорры. – Прим. ред.).
После аварии прошло уже три года, с каждым ралли его рука работает все лучше. В конце года ему предстоит еще одна операция. У него потрясающая славянская харизма и невероятная мотивация.

Обязательно для посещения:
Я бы посоветовал выбирать гонки, которые проходят недалеко от моря или океана. Это ралли Португалии, Сардинии, Испании и Австралии. Когда целый день простоял вдоль трассы на солнце, весь в пыли и песке, вечером окунулся в море – и как заново родился. Лично я каждый вечер после гоночного дня иду купаться, даже в прохладную погоду. По зрелищности самые увлекательные снежные и гравийные гонки, когда автомобиль входит в поворот боком, с заносом и скольжением. Снежные – это Монте-Карло и Швеция. Гравийные: Мексика, Португалия, Аргентина, Сардиния, Польша, Финляндия, Австралия и Великобритания. Организаторы ралли уже давно уменьшили количество асфальтовых гонок. Потому что нет куража: машина едет, будто в городе, только от звука мотора закладывает уши. Асфальтовые гонки: Германия, Франция и Испания. Проще всего ехать на европейские этапы. Болельщики в Европе берут напрокат автобус на 8–10 человек и вперед. Кстати, моим друзьям такая поездка на один из европейских этапов обошлась в 500 евро на четверых. Мы, гонщики, чтобы попасть на спецучасток, встаем в пять утра, потому что иногда от зоны сервиса до очередного допа нужно проехать до 150 км. Зрители же приезжают на спецучастки еще ночью, занимают удобные места, расставляют палатки и ждут рассвета. Мы начинаем гонку с первыми лучами солнца, чтобы захватить световой день. А если выбирать гонку за океаном, то лучше выбрать Австралию, потому что в Аргентине и Мексике очень грязно и нищета, а в Австралии все чистенько и аккуратно: приятно проезжать мимо ухоженного дома, рядом с которым стоит новенький Subaru. Обязательно нужно заглянуть в сервис-парк. Сюда доступ свободный. Здесь очень интересно, всегда шумно и все заняты обслуживанием и ремонтом машин. Можно подойти к любому гонщику, пообщаться и взять автограф. А в воскресенье, по окончании этапа, здесь проходит веселое ралли-пати.

Когда приезжать:
Всего в Чемпионате мира по ралли 13 этапов. На сегодняшний день состоялось уже четыре. Ближайший этап – ралли Аргентины – пройдет 8 – 11 мая. Завершится чемпионат в Великобритании 14 – 16 ноября.

Где поесть:
Сейчас я выступаю за заводскую команду и нас обслуживает своя кухня. А когда ездили частной командой, питались сами. Обедали в полевых условиях бутербродами, а вечером ужинали в каком-нибудь местном ресторане. К выбору ресторана всегда относимся внимательно, чтобы снова не испытывать судьбу, потому что один раз в Аргентине мы очень сильно отравились. Гонщики, которые уже не первый год выступают в чемпионате, знают хорошие рестораны и посещают их из года в год. Лично мне нравится ресторанчик возле пятого боска, где ставят комплект гбо 4 поколения, ресторанчик сразу за ним. Правда цены там кусаются (смеется). Поэтому когда вечером Вы зайдете в какой-нибудь ресторанчик вблизи сервисной зоны, то обязательно там будут ужинать гонщики. Болельщики также могут пообедать в сервисной зоне вместе с механиками и другим обслуживающим персоналом. Кроме палаток
с гоночной символикой там работает хороший кейтеринг.

Что выпить:
Шампанского после победы, если все удачно сложится. (Смеется.) Такое не забывается. Хотя раньше победное шампанское вызывало у меня больше эмоций. Впервые я попробовал его в 2005 году, когда выиграл ралли Ялты. На тот момент я еще никогда не ехал трассы сложней. Мне был 21 год. Я выиграл на этом этапе все что мог. Это были незабываемые ощущения. А потом у меня родились дети. Я испытал невероятно яркие эмоции, особенно когда у меня появился сын. Я хочу, чтобы он в будущем попал в Формулу-1. Сейчас ему пять лет. Он уже тренируется – ездит на картинге и кроссовом мотоцикле. Ему очень нравится. Наверное, поэтому теперь к шампанскому на подиуме я отношусь спокойнее.

Шопинг:
На каждой гонке продается символика: кепки, футболки, брелоки, значки. И автографы гонщиков, конечно же. Автографов приходится раздавать много, особенно на этапах за континентом – в Мексике и Аргентине. Желающие получить автограф просто разрывают тебя на куски. Самое интересное, что им даже не важно, кто ты, из какой команды, из какой страны. Организаторы готовят для болельщиков книжечку, в которой указана информация об участниках с фотографиями. Они норовят собрать полную книжечку автографов. Но это еще что! Они еще и хотят с каждым сфотографироваться. (Смеется.) Я тоже взял один раз автограф. У Себастьяна Лёба. Меня жена замучила. Мне было как-то неловко просить об автографе. Дело было в Аргентине. Себастьян ехал последним среди WRC-машин, а я ехал первым в своем классе. Между допами мы ехали друг за другом, а в ожидании старта общались. И тогда я улучил подходящий момент. Снял свою кепку и говорю: «Пожалуйста, моя жена твой фан – подпиши». Теперь эта кепка у нас в спальне висит.

Без чего нельзя лететь:
Без украинского флага. (Смеется.) Когда видишь флаг на спецучастке, начинаешь улыбаться: «О, наши!» Но это бывает очень редко. В Мексике дважды видел наш флаг. В Монте-Карло, в Португалии много украинцев. Как правило, если на этапе присутствуют наши, они в сервис-парке всегда подходят поприветствовать.

Какие составляющие искусства выступать в WRC: скорость, ловкость, знание матчасти, навыки автомеханика, выносливость, везение, солидарность?
Чтобы просто выступать, нужны деньги. Чтобы побеждать – опыт. Потому что у каждого этапа есть свои особенности, коварные места, не зная которых, не прочувствовав их хоть раз, ты не сможешь победить. Z

Записки гурмана
Top