Читайте на Zefir.ua

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

Автор клипа к песне ТНМК «Гупало Василь», молодой художник и фильммейкер Сашко Даниленко стал «отцом» первого современного украинского супергероя.У супергероев, бесстрашных защитников людей и любимых персонажей американских комиксов, почтенная история. Их прародители прочно обосновались в мифах, легендах, фольклоре – в том числе, конечно же, и украинском. Котигорошко и его верные соратники: Вернигора, Вернидуб и Крутиус, каждый из которых обладает какой-нибудь сверхспособностью – чем не классические супергерои? Такими их, к слову, и изобразили в известном мультсериале студии «Укранімафільм».

Сашко Даниленко и участники группы ТНМК пошли иным путем: не стали воскрешать сказочных персонажей, а сотворили своего – Гупало Василя. О судьбе этой симпатичной героической личности (и не только об этом, разумеется) мы расспросили его создателя. Ведь герои востребованы всегда. Как известно: «Боги приходят и уходят, а чудовища никуда не деваются», и, значит, всегда нужны те, кто им противостоит.

https://www.youtube.com/watch?v=bTRLhcCNxwM
Гупало Василь – ТНМК

Кто любимый супергерой Вашего детства?
Их было несколько: Человек-паук, конечно, Супермен и Бэтмен. В детстве мне очень нравился «Бэтмен» Тима Бёртона. Второй фильм, который произвел на меня глубокое впечатление, снят уже намного позже – это «Хранители» Зака Снайдера. Самая сильная лента о супергероях из всех!

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

А какова, на Ваш взгляд, роль супергероев в мире?
Нести справедливость, как говорится, «снизу», а не «сверху» – когда ее ждут от власти. Герой – это кто-то из обычных людей, который берет ситуацию в свои руки и сам ее исправляет, делая то, что не под силу другим.

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко
Кадр из клипа. Коллеги Гупало Василя

На пресс-конференции Вы сказали, что у Гупало Василя интересная биография. Представляли ее себе, когда рисовали?
Да, нос у него перебит, а раз сломан нос – значит, жизнь потрепала!

Какие истории о нем Вы еще сочинили?
Это пусть пока останется тайной. Мы как раз думаем, как можно их развить и объединить в одну. Пока работали над проектом, у нас накопилось материалов на несколько продолжений.

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

Вы выпустили уже пять клипов. Как происходил «первый контакт» при их создании?
Из-за того, что это долгий процесс – например, работа над «Василем» длилась девять месяцев, над предыдущим проектом даже больше, в связи с частыми переездами – за это время всегда успевает появиться что-то еще. И в следующий раз вопрос стоит не «чем заняться», а «из чего выбрать». Нехватки нет ни в идеях, ни в сюжетах.

А во время переездов приходится возить с собой все необходимое, начиная с бумаги и карандашей?
Сперва все это занимало много места. Но предыдущий клип мы создавали во Франции для французской группы. Тогда нам повезло поучаствовать в программе, которая позволяла бок о бок работать с музыкантами. Надо было ехать. И вот мы всю студию, занимающую целую комнату, сжали до размеров рюкзака. Со стационарного компьютера перенесли все в ноутбук, с большого сканера переключились на самый маленький, который только удалось найти. Краски, бумагу – все пришлось сократить так, чтобы остались компактные универсальные наборы. Потребовалось время, чтобы перестроиться, но зато сейчас мы можем работать где угодно.

https://www.youtube.com/watch?v=vOOcDxZpWr4
Swan – Kwoon

Ребята из ТНМК сказали, что не вмешивались в процесс создания «Гупало». А французы? У них была своя история? Возможно, случались конфликты?
Конфликта не было – они просто делились своими идеями. Их лидер – мультиинструменталист, композитор, автор песен, вокалист и менеджер группы. Такой всесторонний, а значит, всем интересующийся человек. И у него был своя, очень четко сформированная идея клипа, которая не совсем совпадала с техникой исполнения. Это немного усложнило работу, но, в целом, она тоже проходила очень легко. Вообще мне нравится работать с музыкантами. Будь я одаренней – сам бы стал музыкантом. Но я работаю с музыкой вот в такой форме.

Естественный вопрос – после удачных клипов не хочется снять свою собственную анимационную ленту, возможно, даже полнометражную? Если да, то о чем?
Меня сейчас больше интересует формат сериала, а не полнометражного фильма. Конечно, плох тот режисер, который не думает о чем-то большем, чем клипы или короткий метр. Но полный метр все-таки накладывает много экономических ограничений. Потом еще вопросы дистрибуции, продюсерская работа… а при съемке сериала можно позволить себе больше свободы.

https://www.youtube.com/watch?v=OKhV3kLTTv8
«Карпатський реп» — DakhaBrakha

Сами в детстве много мультфильмов смотрели?
Не знаю, как оценить – много, мало? Я не очень любил советские мультфильмы. Может, как раз, возвращаясь к теме супергероев, мне не нравилась их сладкая, слишком сладкая, как патока, доброта. Хотелось больше экшена. Мой любимый советский мультфильм «Ну, погоди!», который сейчас кое-где запрещен, потому как слишком жесткий.

А кто любимый герой «Ну, погоди!»?
Конечно, Волк! (Смеется.)

Сейчас, по Вашему мнению. в нашей стране можно ожидать более интересных анимационных лент от тех, кто трудится в больших студиях, или от независимых энтузиастов-одиночек?
Сейчас много интересных идей исходит именно от студентов, недавно окончивших учебу. То есть, как раз «снизу». Это очень хорошо, но продлится недолго, если не будет никакой помощи «сверху». А все наше «официальное кино» пока живет по советским законам, и оно очень неохотно идет навстречу. Был случай в одной из Киевский студий, работали с ними больше года как в друг у них произошла авария с трубами водопровода. Да, об этом мало писали в прессе. Зимой, старые, водопроводные трубы не выдержали и лопнули, в следствии чего затопило весь этаж на котором находилась лаборатория. Много трудов было утрачено, но кое что удалось восстановить. Чтобы такого не повторилось, решили заменить все трубы водоснабжения и поставить надежные, полимерные трубы для канализации и водопровода. Из-за таких «мелочей» большинство продукта выходит с большой задержкой. Наоборот, чаще там ужесточают правила и придумывают новые. Впрочем, сейчас главное – чтобы у нас был мир в стране, и чтобы экономика немного улучшилась. Если эти проблемы исчезнут, все остальное появится очень быстро – как грибы после дождя.

В своих интервью Вы заявляли, что в анимации деньги – не цель, а средство воплощения идей. Но все же средства нужны…
Особенно, как я говорил, для полнометражных лент. Над ними работает целая команда, а я не сторонник практики привлекать людей трудиться на одном энтузиазме. Каждый должен получать достойную оплату, а в большом проекте необходимо участие многих хороших специалистов. Вопрос финансовый – всегда щекотливый.

А Вам больше нравится работать самому, или Вы можете делегировать обязанности другим?
Раньше больше нравилось одному, потому что вокруг не так много было единомышленников, чей вкус совпадал бы с моим. Сейчас я все больше встречаю людей, с которыми действительно хотелось бы поработать вместе. Поэтому, естественно, уже хочется что-то сделать командой. Это в принципе здорово! Зато в том, чтобы трудиться одному, больше свободы действий. Работы много, но не нужно многое согласовывать с другими и можно себе позволить далеко отойти от шаблонов.

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

На пресс-конференции Вы говорили, что Вам помогала Ваша девушка. А кто еще?
Еще помогали ребята с дизайном печатной продукции. Один хороший наш друг рисовал для открыток большого Гупало и готовил принты для футболок. Это больше работа со специфическими программами для полиграфии, в которых я слабоват. Плюс помощь со стороны группы – они занимались в студии озвучкой. Все аудиоэффекты, все шумы в клипе – их рук дело.

Американскому независимому аниматору Биллу Плимптону «Дисней» как-то предложил миллион долларов в обмен на контракт. Плимптон отказался, когда узнал, что по этому соглашению студия получает авторские права на все его работы, в том числе и сделанные в нерабочее время. А Вы бы как поступили на его месте?
Это вопрос непростой: нужно узнать, какие люди тебе предлагают контракт. Понять, Дьяволу ты душу продаешь, или все-таки нет? Я думаю, он хорошо понимал, чем это чревато, и потому отказался. Но ведь бывает и по-другому. Как вышло со «Звездными войнами» – Джорджу Лукасу никто не предложил того же, что Плимптону. Из-за этого ему пришлось оформить все права на «Звездные войны» – на все эти продукты, на мерчендайзинг, на себя. И сейчас он озолотился именно благодаря этому, а другие до сих пор локти себе кусают. Так что, это как девушке предлагают руку и сердце – согласиться ли она? Зависит от того, кто предлагает. (Смеется.)

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

А какой из мировых студий Вы бы «продались»? Японской Ghibli, американским Pixar или Disney? Может, какой-нибудь из французских?
Нужно опять-таки ехать и лично знакомиться. Такой вопрос нельзя решить, пока ты не пообщался с людьми. Разве что, мне кажется, с японцами было бы трудно. Они очень крутые, очень талантливые, но у них свой подход к работе, который мы, люди западные, тяжело воспринимаем. Но вообще в ближайшее время мы как раз займемся тем, что будем ходить в гости к различным студиям и смотреть, как там работают и что они делают.

А исходя из качества мультфильмов, к кому бы пошли?
Ну, ближе всех мне, как раз, Ghibli.

В романе американского писателя Джека Финнея «Меж двух времен» главный герой попадает в прошлое, пожив в старинном доме. Чтобы путешествовать во времени, вовсе не нужно создавать машину времени. Пирогово, где проходил фестиваль «Країна Мрій» – средоточие старинных предметов, большая машина времени. Куда бы Вы отправились?
В будущее, скорее всего, я хотел бы попасть естественным путем. А отправиться в прошлое – да, это было бы интересно. Не для того, чтобы вмешаться в ход событий, а просто посмотреть. Больше всего хотелось бы отправиться в шестидесятые. Это время породило много такого, из чего потом проистекли различные явления современной культуры. Я не знаю, с чем это связано, но… шестидесятые были особенным периодом в истории!

Доброе утро, первый герой! – Саша Даниленко

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Влад Довгопол, Ольга Закревская, Михаил Масловский

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях