Читайте на Zefir.ua

Гостья из будущего – проект Onuka

Гостья из будущего – проект Onuka

Чуть меньше полутора лет назад в украинском музыкальном пространстве появился проект ONUKA. Такое незнакомое с виду и такое знакомое по звучанию слово заложено в название – журналисты дружно поскребли затылки и отправились узнавать, в чем тут дело. Проект ONUKA оказался новым совместным проектом НАТЫ ЖИЖЧЕНКО (экс-солистки групп Tomato Jaws и Kooqla) и Евгения Филатова, лидера группы The Maneken, а в названии скрыто слово «онука», то есть «внучка». Ната Жижченко – внучка знаменитого мастера народных музыкальных инструментов Александра Шленчика. Название – дань памяти дедушке, знаниям, умениям и душе, которую он вложил во внучку.

Гостья из будущего – проект Onuka

ONUKA – музыкальный электронный проект, удивительным образом переносящий слушателя из нашего времени то в будущее, то в прошлое, и снова в будущее, и снова в прошлое. Его музыка – это изящное сочетание, казалось бы, не сочетаемого – чистейшей электроники с «живыми» инструментами: бандуры, валторны, тромбона, цимбал, сопилки, дополненное нежным голосом солистки Наты Жижченко, напомнившей гостям киевского концерта гостью из будущего, загадочную Нийю из фильма «Через тернии к звездам». Сейчас группа отправилась в тур по Украине – Ивано-Франковск, Черновцы, Харьков, Днепропетровск, Кировоград, Одесса, Ровно, Львов, Полтава и снова Киев, который три раза вызывал ONUKA на бис. В период с 20 по 21 июня проект ONUKA можно будет послушать на главном world music фестивале Украины «Країна мрій». Также проект ONUKA стал победителем украинского отборочного тура Sziget Festival Украина и 11 августа выступит на фестивале Sziget (10 по 17 августа, Будапеште, Венгрия) в составе международной программы YourOpen Talent Festival.

Купить билеты НА КОНЦЕРТЫ ONUKA

Купить билеты НА ФЕСТИВАЛЬ «КРАЇНА МРІЙ»

Три биса и крики из зала «Мы отсюда никуда не уйдем!». Как Вам в таких условиях удается играть роль «гостьи из будущего»?
На сцене на тебя обрушивается такой шквал эмоций, что в какой-то момент перестаешь что-либо ощущать и о чем-либо думать, ты находишься в каком-то другом пространственно-временном измерении. Как прошел концерт, вспоминаешь уже потом. Такое чувство, что перед выходом на сцену кто-то переключает тумблер, а по окончании выступления возвращает его в исходное положение. И вот я снова Ната, и уже могу анализировать.
«Гостья из будущего» – это не только мой образ в ONUKA. В жизни я редко улыбаюсь. У меня с детства спокойный темперамент, и мне комфортно быть задумчивой и немного грустной. Я не драйвовая, зажигательная артистка, которая будет коммуницировать с залом, пытаясь зажечь его какими-то возгласами. Мой драйв в энергетическом послании, в чем-то воинственном и мистическом, настроенном не на развлекательную волну, а на осмысление. По крайней мере, мне хочется, чтобы это было так. И хоть некоторые песни, возможно, предполагают улыбки, но в целом я на сцене такая, какая и в жизни, только в чуть утрированной форме. Я вовсе не надеваю маску серьезности и инопланетности. Я и в повседневной жизни веду себя так же.

https://www.youtube.com/watch?v=mJI49g2BFwY
Фрагмент концерта ONUKA

Судя по Facebook и Instagram среди гостей на Вашем концерте было много коллег по сцене. И Вы тоже посещаете концерты своих коллег. Насколько отличается слушатель-музыкант от обыкновенного слушателя?
Музыканты на выступления коллег смотрят скептически, разбирая все до мельчайших профессиональных деталей: как настроен звук, сколько дорожек в плейбэке и т.д. Музыканты – самый строгий зритель, но не всегда самый адекватный, и точно не тот, ради которого стоит выступать. Но если музыкант тебе сделает искреннее замечание, а тем более комплимент, то он равен пяти комплиментам от обычного слушателя.

Публике явно было мало…
У нас много композиций, которые еще не до конца отрепетированы, мы их будем включать в программу постепенно. Для концерта мы подготовили пару новых треков, но главным было не их количество, а качество, плюс, в этот раз мы выступали вместе с оркестром и интерактивной программой которая популяризует экодома, например возможность заказать непосредственно от производителя домокомплекты из СИП панелей или комплекты солнечных батарей. Еще мы представили трек с новым для группы инструментом – цимбалами. Я давно мечтала об этом инструменте и очень рада, что нашла цимбалиста Андрея Войчука, который понял задачу на 200 %. Очень приятно, когда твои задумки действительно звучат вживую так, как в голове.

Гостья из будущего – проект Onuka

Одноименный альбом ONUKA получился очень городской и динамичный…
Он о переживаниях обычного человека: радость, счастье, разочарование, гнев, мысли о жизни. Вообще этот альбом пропитан суровым экзистенциализмом – это философское течение увлекло меня еще в детстве. Однажды мне даже приснился сон, что я живу на улице Экзистенциальная, 8. Мысли о бессмысленности смысла пронизывают все песни в альбоме.

Альбом ONUKA

Фольклору также присущ экзистенциализм, не так ли?
Да! Еще как, если углубиться в него, а не слушать только самые популярные 5 – 10 песен, шароварщину, которая, как правило, звучит на радио. Шароварщина – наследие СССР, поверхностный взгляд на народную культуру, выпячивание самых банальных ее черт, которые обесценивают истинное значение произведения. Я бы описала шароварщину как «свадебную культуру» в самом худшем ее проявлении, свадебные дискотеки, например.

В народной культуре и народных песнях много глубинных смыслов и посланий. Песни – кладезь мудрости и эмоций. Знаете, как есть «намоленное» место, где чувствуется энергетика, которую ощущает даже не верящий в Бога человек, так и с народным творчеством. Песня передавалась из уст в уста, она пропущена через сотни тысяч человеческих фильтров, выверена до мельчайших деталей. Сколько энергетики, мудрости и смысла в текстах, и насколько современно они сейчас звучат! А народные инструменты, особенно бандура и трембита, это же настоящие энергетические «чемоданы». Из них буквально прет невероятная энергия, которую остается только направить в нужное русло. Чтобы люди восприняли звучание народных инструментов таким, каким оно изначально задумывалось и каким крутым оно может быть, а не то, каким поверхностным оно воспринимается в массовой культуре.

Из украинских народных песен мне особенно нравится «Ой зацвіли фіялочки» – гуцульская, с очень странной мелодикой и особенным ладом. Таких малоизвестных песен, с андеграундным, если можно так выразиться, звучанием до нас дошло очень много. А еще мне нравится немного попсовая «Місяць на небі», просто потому, что это любимая песня моей бабушки.

До 15 лет, благодаря дедушке и бабушке, я была всецело погружена в фольклор. Бесконечные песни, музицирование, дедушкина мастерская, занятия на сопилке. Но в подростковом возрасте я полностью сменила направление – меня увлекла электронная музыка. Сейчас же я почувствовала, что хочу и могу объединить эти, казалось бы, несовместимые музыкальные пласты – народную и электронную музыку, и из их сочетания может родиться что-то новое и очень интересное. И это должны быть не просто «українські пісні» в современной обработке, это я просто ненавижу. Так я вернулась к своим истокам: звучанию народных музыкальных инструментов. И моя профессия, которую в институте я ненавидела – «этнокультуролог» – пригодилась самым неожиданным образом.

Гостья из будущего – проект Onuka

Какой Ваш любимый народный музыкальный инструмент?
Конечно сопилка! Потому что с ее помощь я могу передать практически всю палитру эмоций. Всякий раз, когда я играю, особенно если плохо на душе, я испытываю что-то сродни катарсису. И если бы я оказалась одна во Вселенной и с собой у меня была бы только сопилка, мне было бы легче переносить одиночество и даже конец света.
Среди украинских народных инструментов мне особенно нравится бугай. Он похож на бочонок с конским хвостом. Когда тянешь за «хвост», бугай издает басовые звуки: что-то среднее между перкуссией и басом, напоминающее мычание. Бугай очень редкий инструмент. Вообще-то это больше, чем инструмент – это арт-объект!

https://www.youtube.com/watch?v=_4Cswp7smQ0
Клип Time

А сколько инструментов Вы освоили?
Я закончила музыкальную школу по классу фортепиано (моя мама пианистка, поэтому не научиться играть на фортепиано не получилось бы), играю на сопилке, окарине, свистульке и нае. Но по-настоящему владею только сопилкой, всеми остальными инструментами на уровне «чайников». Знаю на гитаре пару аккордов, училась играть на скрипке, флейте, но это не освоенные пласты музыки. Сейчас осваиваю терменвокс. Его считают самым сложным инструментом всех времен и народов. Научиться виртуозно играть на нем очень сложно. Залог мастерства – отличная координация движений, абсолютный слух и невероятное количество часов тренировки. Я начала заниматься на нем в прошлом году и уже достигла небольших успехов, но мне не хватает времени для занятий. Исполнить на терменвоксе «Лебедя» Камиля Сен-Санса – это моя музыкальная мечта. Если я ее воплощу, то можно считать, что я очередной раз ответила на вызов себе самой.

Терменвокс – это электромузыкальный инструмент, изобретенный в 1919 году русским ученым Львом Сергеевичем Терменом. Он также изобрел сигнализацию, вокодер, одну из первых телевизионных систем, подслушивающее устройство и др. На пике популярности в США в конце 30-х годов (он основал в Нью-Йорке компанию Teletouch и Theremin Studio, в которой часто бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн) Лев Термен вернулся на Родину в СССР в самый разгар политических репрессий. Его арестовали по делу об убийстве Кирова и отправили в исправительно-трудовые лагеря на Колыму. Лев Сергеевич был реабилитирован в 1947 году. К сожалению, этот гениальный изобретатель родился не в то время и не в той стране и умер в нищете и безвестности.

https://www.youtube.com/watch?v=MKzQMsNp2PY
Камиль Сен Санс «Лебедь» в исполнении Клары Рокмор

За всю историю терменвокса можно по пальцам пересчитать людей, виртуозно овладевших искусством игры на нем. Среди них Клара Рокмор, ученица Льва Термена. Рокмор исполняла на терменвоксе сложнейшие музыкальные произведения в сопровождении фортепиано и симфонического оркестра, вместе с Львом Терменом гастролировала по всей Америке и Европе. Самый известный современный мастер игры на терменвоксе – Лидия Кавина, внучатая племянница Термена. Она начала осваивать терменвокс в возрасте 9 лет под руководством самого Льва Сергеевича. Сейчас ей 47 лет, и она настоящая живая легенда.

Сейчас терменвоксы выпускает компания Moog Music, один из самых известных производителей синтезаторов в мире. Я учусь играть как раз на таком: это две антенны для каждой руки, одна антенна отвечает за высоту ноты, вторая – за громкость. Между антеннами образуется электромагнитное поле, которым ты управляешь – такое впечатление, что музыка создается из воздуха: ты жестикулируешь руками, и играет мелодия, а звук похож на что-то среднее между скрипкой и женским оперным вокалом.

Если бы изобрели машину времени, в какое время Вы бы отправились?
Я не раз об этом думала. Свой шанс попасть в прошлое я бы использовала в первую очередь, чтобы предотвратить Чернобыльскую катастрофу – отправилась бы в 25 апреля 1986 года.
Еще я бы хотела попасть в XIX век из чисто эстетических соображений посмотреть на наряды, которые тогда носили. Побывала бы в 1920-1930 годах, чтобы хотя бы издали увидеть представителей «расстрелянного возрождения». И в 1960-1970-е годы, когда было самое беззаботное и счастливое время, когда не было войны. Теперь уже всем ясно, когда нет войны, то больше ничего и не надо. Мне бы хотелось побывать в СССР, но увидеть его самые лучшие проявления, которые, безусловно, тоже были.

Вы не раз посещали Припять. Чем Вас привлекает этот город?
Мой папа – ликвидатор катастрофы на ЧАЭС, я с самого детства слушаю о ней рассказы, и мне все время было интересно понять, как можно выселить целый город. На самом деле не нужна никакая машина времени – вот она, пустота и застывшее прошлое всего в каких-то 60 км от Киева, там все время 1986 год. В Припяти экзистенциализм присутствует в чистом виде. Там ко мне приходит вдохновение и ощущение своего «я».

Вам близка постапокалиптическая реальность Тарковского?
Нет. Вовсе нет. Я уважаю творчество и гений Тарковского, но его кинематографическая реальность мне не близка. Мне ближе другая постапокалиптическая реальность, такая как в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, или в «Бразилии» Терри Гиллема, или в «Лабиринте» (1986) Джима Хэнсона.

Гостья из будущего – проект Onuka

Если бы наступил конец света, по чем бы Вы скучали больше всего?
По свежей и вкусной еде. Я очень люблю поесть. (Смеется.) По запаху свежей выпечки, которую я не ем, по виду тортов, по красиво оформленным блюдам.

В этом году проект ONUKA – один из хедлайнеров фестиваля «Країна мрій». Какой Вы видите страну Вашей мечты?
Это Украина, в которой царит мир и все счастливы!

Что для Вас вкус жизни?
Желание жить.

P.S. В планах группы ко дню Киева выпустить клип на песню «Місто», а осень порадовать поклонников EP с новыми песнями.
Список событий с участием ONUKA:
6 июня – Концерт в Киеве
20 – 21 июня – Фестиваль «Країна мрій», Пирогово, Киев
14 – 16 августа – Фестиваль «Захід», пос. Родатичи, Львов
Лето – Фестиваль Mirum Music Festival, Мир, Беларусь

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Пресс-служба ONUKA

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях