Читайте на Zefir.ua

Запрещенное кино «Номер 44»

Запрещенное кино «Номер 44»

Почему мы не увидим триллера «Номер 44»?Неожиданное известие, пробудившее у одних невольную ностальгию о старых и не таких уж добрых временах, а другим напомнившее сюжет антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»: триллер режиссера Даниэля Эспиносы (одним из продюсеров которого выступил Ридли Скотт) «Номер 44» неожиданно попал в список запрещенных к показу фильмов. И это уже после того, как были подписаны контракты и определен день премьеры (16 апреля)! Самое интересное, что автором запрета стало Министерство культуры РФ, однако затем компания «Централ Партнершип», владеющая правами проката фильмов на территории стран СНГ (помните еще, что означает эта аббревиатура?), отозвала лицензию на показ фильма и на территории Украины. Что же случилось? Неужели криминальный триллер, посвященный охоте на серийного убийцу, показался цензуре соседнего государства слишком жестоким? Разумеется, дело не в этом.

Запрещенное кино «Номер 44»

Фильм «Номер 44» – экранизация романа Тома Роба Смита, вдохновленного – если можно так выразиться – кровавой историей советского серийного убийцы Андрея Чикатилло. Правда, чтобы добавить колорита всей истории, действие перенесено в сталинскую эпоху, да и вообще от документальной основы мало что осталось. Так что некоторое «искажение фактов», в котором обвинили фильм в Минкульте, действительно имеет место быть. Однако, тот факт, что фильм «Последние рыцари», например, варварски искажает японское предание о 47 ронинах, не помешал его выходу в прокат. Да и когда «развесистая клюква» привлекала внимание цензуры? Скорее, наоборот, «клюквенные» творения (а в книге Смита «клюквы» достаточно) вызывают скорее смех, чем возмущение аудитории, и их вполне логично считать «политически безопасными».

Запрещенное кино «Номер 44»

Чем же не угодил «Номер 44»?

Сейчас мало кто вспоминает об этом, но лента Эспиносы – не первая попытка перенести на экран историю «советского маньяка Чикатилло», прославившегося на Западе едва ли не больше, чем у себя на родине. Еще в далеком 1995 году вышел телефильм Криса Джеролмо «Гражданин Икс», снятый по книге Роберта Каллена «Отдел убийств». В этой картине, кроме всяческой прочей «заграничной» (для американской публики) «экзотики», была разыграна еще одна карта: официально советские власти отрицают возможность появления в социалистическом обществе маньяка, а значит, расследующий преступление следователь лишается поддержки и вынужден работать едва ли не в одиночку. Какой контраст с теми же Соединенным Штатами, где на несчастного серийного убийцу сразу обрушивается вся мощь полиции и ФБР! Конечно же, несмотря ни на что, герою удастся одолеть монстра – прежде всего силой своего интеллекта.

Запрещенное кино «Номер 44»

Надо сказать, что отнюдь не гениальная низкобюджетная лента Джеролмо была довольно положительно принята в наших широтах. В девяностые критика унылой действительности и противостояние честного следователя-патологоанатома косной советской бюрократии многим пришлась по душе. В фильме видели глубокий социальный подтекст, за который охотно прощали ошибки в изображении реалий советской жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=XYtvCXrVsrM
Трейлер фильма «Гражданин икс»

В 2004 году Дэвид Греко снял фильм «Эвиленко», пожалуй, ничем, кроме Малкольма Макдауэла в роли маньяка (наглого и дерзкого, в противоположность своему прототипу из реальной жизни) особенно не интересный. Действие было перенесено в Украину, снимался фильм в основном в Киеве. Зрителям он больше запомнился варварскими сценами убийств. Однако и это не вызвало особого отторжения или вмешательства цензуры.

https://www.youtube.com/watch?v=txzsBbc8jLI
Трейлер фильма «Эвиленко»

Снимая «Номер 44», продюсеры вложили в производство куда больше средств: официальный бюджет в 50 млн долларов значительно больше, чем у двух вышеупомянутых картин вместе взятых. Костюмы, декорации, известные актеры в главных ролях… Конечно, что ни говори, получилась опять же «клюква», но режиссер и художники-постановщики постарались ее максимально облагородить. Советские офицеры не только щеголяют в форме, соответствующей историческим реалиям, но и выглядят аристократически рафинированными и элегантными джентльменами – куда там эсэсовцам в «17 мгновениях весны». Тем не менее, даже в таком по-голливудски подкрашенном виде картина внезапно оказалась запрещена.

Запрещенное кино «Номер 44»

Наверное, дело как раз в том, что действие перенесено в послевоенные годы. Здесь мы видим не просто столкновение с духовной и материальной нищетой с одной стороны и ограниченной эгоистичной бюрократией (которая остается таковой во все времена и во всех странах) с другой – как в фильмах Джеролмо и Греко, хотя и эта тема в фильме присутствует. Однако в картине Эспиносы ярко, пусть и не совсем достоверно, показана мрачная удушающая атмосфера тоталитарного государства. А тоталитаризм нынче, похоже, вновь входит в моду в некоторых кругах. Интересно, что в заявлении Минкульта также говорилось, что «прокат подобного рода фильмов в преддверии 70-летия Победы недопустим». При чем тут Победа к фильму о маньяке, которого ловят в послевоенном 1952 году? Интересно что никто не заметил явно искаженную историю танка Т 34, благодаря которому мы и выиграли войну. Наверное, кое-кто просто уверен, что фашизм сокрушила не стойкость и отвага солдат и всего народа, а, прежде всего, тот самый тоталитарный строй, ставший, так сказать, «главным героем» в борьбе с нацистской армией. Другими словами, уважаете ветеранов, уважайте и сталинизм.

Интересно, как далеко могут завести подобные рассуждения? Хотелось бы, чтобы их жертвой стала всего лишь кинокартина, и только…

https://www.youtube.com/watch?v=APLBj8pPlQ0
Трейлер фильма «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»
Запрещенное кино «Номер 44»

Обзор: Юрий Грузин
Фото: кадры из фильма

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях