Читайте на Zefir.ua

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Интервью с продюсером фильма «Мина» Алексеем ТолкачевымКороткометражная лента «Мина», снятая в зоне АТО – интереснейший проект, цель которого показать конфликт на Востоке Украины без прикрас. Но не сама война, не свист пуль, не героические деяния и трагические события на передовой оказались в фокусе, а скрытые за пеленой рутинной повседневности мотивы, порождающие противостояние людей. Равно как и последствия, к которым неизбежно приводят войны.
Главный герой, молодой художник Гена пытается сбежать от бесперспективности бытия и опасностей войны, однако путь его прерывается в самом начале, когда он наступает на мину. Теперь, стоит ему сделать шаг, и прогремит взрыв. Не в силах сдвинуться с места, он вынужден лицом к лицу встретиться со всем, от чего хотел сбежать.
О съемках фильма и «минах», скрытых, по идее его создателей, в сознании современного человека, нам рассказал ассоциативный продюсер картины, президент благотворительного фонда «Омріяна Країна», писатель, философ и общественный деятель Алексей Толкачев.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны
Алексей Толкачев

Z: Прежде всего, как получилась, что Вы стали активным участником этого проекта?
Алексей Толкачев: Благодаря давним дружеским связям. Режиссер фильма Вовка Соловей (Vofka Solovéy) – друг детства моей жены. Когда он приезжает в Киев реализовывать различные свои творческие начинания, иногда останавливается у нас. Приехав в очередной раз – летом прошлого года – за чашкой чая он поделился идеей новой картины. У Вовки восхитительный дар рассказчика: закрыв глаза, мы как наяву представляли сцены фильма, проживали его. Сразу же родился и образ главного героя – ясно стало, что сыграть его должен Слава Никаноров, актер театра «Черный квадрат», с которым мы тоже давно знакомы. Так и включились в проект: помогали с кастингом, организацией, поиском средств. Идея нас захватила, и мы осознали, насколько важно попытаться показать картинку войны западному зрителю, которому этот конфликт кажется каким-то далеким и нереальным.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: А работа над фильмом вписалась в сферу интересов фонда «Омріяна Країна»?
А.Т.: Да, вполне. Я два года назад написал книгу «Омріяна Україна. Ключ до майбутнього», главная идея которой состоит в том, что перемены к лучшему в стране невозможны, если не изменить сознание людей. Ведь первопричина всех проблем находится внутри нас. И в этом же состоит основное послание фильма: «разминирую свое сознание». Задача картины – показать, какие «мины» таятся в нас самих – «мины», из-за которых не только начинаются военные конфликты, но и множество людей мечтают сбежать из Украины в какую-нибудь другую страну. Ведь уезжают не туда, где лучше президент или правоохранительная система. Уезжают туда, где качество отношений между людьми выше. Отношение наших соотечественников друг к другу – одна из главных проблем, которую поднимает фильм. И решение ее – в сфере непосредственных интересов нашего благотворительного фонда. К сожалению, у фонда сейчас не хватает средств, чтобы самостоятельно профинансировать картину, поэтому мы собираем деньги на «Спільнокошті». Поступления есть, мы получили около 20 тыс. гривен из необходимых для окончания работы 84 тыс. Наш основной спонсор – Назар Бонка – профинансировал где-то 75% бюджета картины, но с началом кризиса возникли сложности. И поскольку режиссер и оператор из Соединенных Штатов, а монтаж идет в Лос-Анджелесе, то нередко счета нам выставляют в долларах. А сейчас, как вы понимаете, деньги обесцениваются чуть ли не быстрее, чем мы успеваем их собирать. Но ничего, прорвемся! Мы привыкли уже работать и без денег – на каком-то героическом усилии. Уверен, что до 1 марта отправим рабочую версию на Каннский кинофестиваль: пока еще не с полноценной озвучкой на английском языке, а с субтитрами, но фильм будет!

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: Говорят, именно обращение к вечным вопросам, а не локальным злободневным проблемам, скорее, обеспечит благосклонность жюри на международных фестивалях?
А.Т.: А вот мне кажется, что сейчас большую популярность обретет картина, которая говорит о злободневных проблемах. В настоящее время очень востребованы документалисты – и у нас, и за рубежом. У меня с Вовкой Соловьем был когда-то замысел снять полнометражный документальный фильм, посвященный причинам общемировых проблем. Похожих лент немало: «Здравозахоронение», «Капитализм: История любви», «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура или «Дух времени» Питера Джозефа. Но они ищут корень всех бед в деньгах, финансовой системе, капитализме, государственной политике. А я полагаю, источник зла в сознании человека. Продолжая развивать технологии и не заботясь о совершенствовании сознания человека, мы сделаем только хуже. Об этом мы и хотели рассказать, но в контексте современных событий от полного метра отказались, вместо решения глобальных проблем сфокусировались на Украине. А вместо документального кино сняли художественное – надеюсь все же благодаря именно такой подаче выйти на уровень глобальных, вечных проблем.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: Что касается проблем человечества: как Вам кажется, люди, которые в настоящее время оказались в зоне боевых действий, действительно полагают, что война изменит их жизнь к лучшему (независимо от того, кто победит)? Или они просто покорно принимают сложившуюся ситуацию?
А.Т.: Война, наверное, не есть решение проблем для большинства людей. Они в данном случае пленники собственных иллюзий и эмоций. Например, заложники ненависти к Киеву, к Украине, к «хунте». Сложно поверить, что разрушение городов, инфраструктуры, экономических связей, бегство множества людей может в чьем-нибудь представлении как-то привести к улучшению жизни. Здесь больше иррациональных и эмоциональных мотивов.
Есть и другие люди. У нас в фильме – и в трейлер к нему тоже вошел этот эпизод – звучит детский голос: «Мамо, а предсєдатель казав, що ми Росія, а сьогодні знову підняв український флаг». Это практически документальный момент, и он хорошо отражает представления многих жителей в зоне боевых действий. Знаете, такое приспособленчество, желание как-то отгородиться, скрыться, спрятаться от этого конфликта… Но связано ли это только с менталитетом жителей Востока? Либо это уже характерно для большинства украинцев, которые за 23 года устали от реформ, экспериментов и просто хотят, чтобы их не трогали?

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: Гена тоже бежит, стараясь не ввязываться ни в какие в конфликты. И только угроза неминуемой смерти заставляет его открыто высказать свою позицию. Может, лучше бы ему было наступить на мину раньше?
А.Т.: Да, с философской точки зрения все препятствия на нашем пути, трагедии, которые мы переживаем – это этапы духовного развития. Они необходимы для осознания каких-то новых граней бытия. Может, созревание, взросление главного героя и происходит как раз в тот момент, когда он стоит на мине лицом к лицу с обществом. Убегая, он спасался от бесперспективности бытия, от угрозы войны, от тоски и беспросветности – не совсем понимая, наверное, в чем их причины. Но когда те, от кого он убегал, застали его посреди поля стоящим на мине, он заглянул в души этим людям – и ужаснулся. И нашел в себе смелость сказать людям правду о них самих. Вот это, мне кажется, сделает фильм актуальным надолго – и после того, когда АТО закончится.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: На войне художнику действительно особенно делать нечего, если только он не собирается стать агитатором. Но если бы план Гены по бегству в столицу удался, каковы, по Вашему мнению, у него шансы осуществить свои мечты? Возможно, для такого персонажа в нашей реальности вообще не найти «земли обетованной»?
А.Т.: Я, как и герой повести Вольтера Кандид, оптимист и надеялся, что можно «взращивать свой сад», самосовершенствоваться, и тогда глобальные бури тебя не затронут. Но, к сожалению, когда мы все пассажиры на борту «Титаника», то состояние корабля для всех нас жизненно важно. И приходится признать, что перспективы… сложные. Но мне кажется, что герой, переживая события, которые показаны в фильме, становится другим человеком. И это тот случай, когда путь важнее, чем поставленная цель. На этом пути он приобретет больше, чем если бы просто без приключений переехал в Киев, учился, продавал свои картины и так далее.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: По Вашему мнению, печальное зрелище, которое представляют собой сельские жители – полностью заслуга советской идеологии, радикально изменившей общество, или корни данной, так сказать, культурной модели глубже и простираются дальше во времени? В чем коренится зло?
А.Т.: Мне кажется, коренится оно в нелюбви к себе и ближнему. А как долго эта проблема уже существует? Наверное, уже несколько столетий. Все это время в условиях абсолютно враждебного государства, постоянной оккупации, враждебного социального окружения люди вынуждены были лишь выживать. И выживая, они думали только о себе. Во время каких-то катаклизмов, бывало, все сплачивались, ощущали себя единым организмом, но потом этот социальный организм распадался, и опять каждый начинал мыслить о самом себе. А мысли о самом себе – это не любовь к самому себе, это более эгоизм, индивидуализм. Если бы мы опять научились с большим бы вниманием относиться друг к другу, не возникло бы многих проблем, с которыми столкнулся наш художник Гена. Это равнодушие, осознание ненужности, понимание, что тебя никто не любит, на тебя, по сути, всем наплевать – родным и близким, друзьям, коллегам по работе, соседям по дому, наплевать милиции, здравоохранению, школе, да и властям. Что остается? Человек бежит от жизни в депрессию, в алкоголизм, в виртуальную реальность. Начинает жить внутренним миром и терять контакт с окружающими.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: Так все же, войны начинают политики или народы? Лидеры ведут толпу за собой, или они просто бегут впереди, стараясь, чтобы их не затоптали?
А.Т.: Я думаю, войны всегда начинают политики. Дело в том, что массы достаточно наивны, они не умеют мыслить глобально, отличать зерна от плевел. Поэтому массами очень легко манипулировать. Любая война начинается из-за политиков, потому что именно политики формируют сознание людей, их ценности, уровень культуры. Они дают людям определенные иллюзии, а люди потом, размахивая этими иллюзиями, словно флагами, воюют, ругаются, отстаивают свою правоту. Вина политиков и в том, что гражданам не привиты позитивные ценности, которые позволили бы им развиваться. Поэтому пусть даже одной только своей пассивностью, но войну все равно развязывают политики.

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Z: Но рано или поздно войны заканчиваются, и все мины обезвреживают. Сумеем ли мы «разминировать свое сознание»?
А.Т.: Эти мины будут выковыривать с болью, поскольку отказываться от иллюзий всегда болезненно. Но система разваливается, и в какой-то миг мы поймем, что дальше страна не жизнеспособна: слишком много центробежных сил, слишком много конфликтов. Мне кажется, что пройдя все, может быть, находясь уже у разбитого корыта, мы посмотрим друг на друга и поймем, что все мы – просто люди, и нам надо как-то дальше жить. И сумеем начать все с чистого листа. Предполагаю, что с нынешними темпами социальных, политических, экономических изменений «разбитое корыто» ждет нас в самом ближайшем будущем. (Смеется.) И как Гена благодаря мине обрел новое качество сознания, так, даст Бог, и наше общество в результате потрясений придет к чему-то лучшему.

https://www.youtube.com/watch?v=eV3YqOtScWU
ONCE UPON A MINE – Original Promo Video
Снятый в зоне АТО фильм пошлют в Канны

Интервью: Юрий Грузин
Фото: кадры из фильма

Top