Читайте на Zefir.ua

Соня Сотник. Интервью

В пятницу, 21 ноября, в клубе Atlas Соня Сотник и группа «Гурт-Йо-Гурт» выступят с программой «Сонник №2»

Соня Сотник. Интервью

Кто не слышал Соню Сотник, шумную, веселую и острую на язык соведущую утреннего шоу «Камтугеза» на радио Roks? Когда начинает говорить Соня, невозможно не проснуться. И так уже много-много лет энергии хватает не только просыпаться самой, но и будить многотысячную аудиторию. Да что там! Энергии столько, что роль ведущей – это как-то тесно, скучно… Она работает с молодыми и не очень групами, руководит одной из радиостанций. Но и это еще не все. Три года назад Соня Сотник вместе с группой «Гурт-Йо-Гурт» представила свою музыкальную программу «Сонник №1». И понеслось. Фестивали, концерты и концертики. Как и многие украинские музыканты, Соня сейчас заняла активную гражданскую позицию и тратит много сил, времени и денег на поддержку украинских военных в зоне АТО и раненных в госпиталях. А в пятницу, 21 ноября, Соня Сотник представит продолжение программы «Сонник» – «Сонник №2».

Z: Фото на обложке концерта напоминает Эдит Пиаф, или нам показалось?
Соня Сотник: Не худшее сравнение. Мне бы еще петь, как Эдит Пиаф – вообще было бы зашибись. (Смеется.) Кто-то говорит, что я на нем похожа на Вертинского. Это прекрасное, лаконичное фото! Оно снято для фотопроекта. Его автор – замечательный фотохудожник Мина Сорвино. Фокус сделан на лице. За три минуты съемки она умудряется вытащить из человека самое сокровенное.

Соня Сотник. Интервью

Афиша концерта «Сонник №2» с фотографией Мины Сорвино

Z: А что Мина, на Ваш взгляд, из Вас вытащила?
С.С.: Мина увидела меня клоуном, мимом, за театральностью и игрой которого скрывается совсем другой, серьезный или не очень веселый человек.

Z: Сходство с Пиаф читается даже в жанре. Ведь Вы исполняете французский шансон?
С.С.: Нет, я не ставлю себе никаких рамок и не выделяю жанров. Мы не раз с Сергеем Кузиным, моим партнером по утреннему шоу, обсуждали, что если песня цепляет, то совершенно не важно, в каком жанре она спета. Взять того же Стинга. Помните его панк-группу Police (да, Стинг когда-то исполнял панк) и композицию Roxanne? Эта панковская песня просто выворачивает душу, как и красивейшая лирическая композиция Fragile.
У меня есть песни, написанные в блюзовой манере, потому что я люблю блюз, кроме того, мне было интересно попробовать, что такое женский блюз. Но не с точки зрения вокального мастерства, а с точки зрения содержания. Потому что у блюза есть определенная структура текста. Я заметила, что мужики, исполняя блюз, часто обращаются к какой-то маме: «Мама!», о чем-то ее спрашивают или же отчитываются перед ней. И мне стало интересно понять, о чем же в блюзе может петь женщина. С текстами я прихожу к группе и музыку мы сочиняем либо все вместе на репетициях, либо кто-то один из участников группы. А начлось все с Миши Медведева. Он написал музыку на шесть текстов. Миша потрясающий диджей, работает на танцевальной радиостанции Kiss FM, но внутри он лирик и романтик, ему ближе все-таки мелодия, а не электроника. Иногда в ритме текста уже заложена какая-то мелодия.

Z: О чем будет «Сонник №2»?
С.С.: «Сонник» – это программа-продолжение «Сонника №1». В «Сонниках» у меня нет стилевых ограничений. Другое дело рок-фестивали – для них мы выбираем более жесткую программу, для камерных концертов – акустику и более личные песни. Кроме того, у меня нет никаких обязательств, потому что я не являюсь ничьим проектом. У меня нет продюсера, который вложил в меня кучу денег и говорит: ты должна написать шесть альбомов, выглядеть так и так, и вообще в 38 лет нельзя петь, это уже пенсия, и почему ты весишь 60 кг, а не 54. (Смеется.)

Соня Сотник. Интервью

Z: То есть продюсер – это зло…
С.С.: Нет, продюсер на самом деле добро. Он нужен музыкантам, потому что музыка их хлеб. А я занимаюсь музыкой не для того, чтобы зарабатывать деньги, а потому что нравится. Я получаю удовольствие: и от процесса, и от работы с группой «Гурт «Йогурт».

Соня Сотник. Интервью

Z: По работе приходится очень много музыки слушать?
С.С.: Да. Это приятное занятие! Я каждый день благодарю Бога за то, что у меня такая работа.

Z: Как думаете, кто выполняет предварительный отбор для программы Бориса Гребенщикова «Аэростат»? Это ж сколько музыки приходится переслушать, чтобы выбрать самое интересное.
С.С.: Он сам! В «Аэростате» однозначно чувствуется его вкус. Потому что нельзя рассказывать о музыке, которую ты не знаешь. Это его музыкальная коллекция. Любой музыкант старой школы – это настоящая музыкальная энциклопедия. Сравните отношение к музыке тех времен и сейчас. Сейчас мы живем в таком потоке информации, что практически ничего не запоминаем. У них же 40 лет назад не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни плейеров, а по телевизору не показывали ту музыку, которую ты хотел слушать. Каждая пластинка была ценностью, даром, который ты должен был за ночь прослушать и усвоить. Их слушали так же, как читали самиздат, прочел – передай другому. Сергей Кузин, например, абсолютно не скрывает, как и я, что в детстве мы переводили и конспектировали в тетрадки биографии музыкантов и статьи из зарубежных журналов, которые каким-то чудом попадали нам в руки. Когда ты в возрасте 14 лет от роду ведешь такие записи, информация откладывается на подкорку навсегда. Кроме того, ты должен был это знать. Ты был лох, если не знал, кто играл на третьем альбоме Deep Purple. (Смеется.)

https://www.youtube.com/watch?v=3etZ7UkeMWA
Соня Сотник «Пятый размер»

Z: Назовите Ваше самое свежее музыкальное открытие.
С.С.: Трудно так сразу сказать. Наверное, самое большое потрясение за последние два года – это Бет Харт. (Американская блюзовая исполнительница, композитор. – Прим. ред.) Она совершенно потрясающая. А вообще, я сейчас слушаю мало новой музыки от новых музыкантов. Я предпочитаю новую музыку от старых музыкантов. Новые группы мне, конечно, интересны, но гораздо интересней наблюдать, как уже состоявшиеся исполнители переосмысливают свое творчество. Потому что всех новых не отслушаешь. Их такое огромное количество! Кстати, сейчас очень модно собирать супергруппы: известные музыканты объединяются, чтобы сделать какой-то сет. Такие проекты очень интересно слушать. А сейчас в моем плеере звучат исключительно «Гадюкины», и это вовсе не потому, что мы дружим, а потому что они издали действительно роскошный альбом Made in Ukraine. Еще мне очень нравится свежий альбом Ot Vinta. Мне кажется, они, наконец, нашли свое золотое звучание. В «Пилотке» (по-моему, это четвертый альбом группы) появилась сумасшедшая энергия, которая всегда присутствует на сцене, но пропадает в альбомах. А новый альбом как раз эту энергию лупашит в полном объеме. Ребята вообще большие молодцы. Они как раз из тех музыкантов, по которым видно, насколько им в кайф то, что они делают. Они не страдают звездной болезнью, пытаются расти, двигаться вперед, они знают куда вложить деньги в Украине и уже постигли не мало тонкостей нашей профессии. Сейчас всем музыкантам тяжело, даже не просто тяжело, а реально «жопа», работы мало. Как тут не уйти в себя, не обидеться на мир. Мы часто наблюдаем таких обидевшихся музыкантов: «Когда-то я был звездой». А надо вкалывать! И вот Ot Vinta берут и вкалывают. Нет работы – значит, будем играть бесплатно. Ребята дают много благотворительных концертов. Еще мне нравится то, что делает O.Torvald, и новые песни «Бумбокс». Меня сейчас очень радует украинская музыка. Для них открылся лифт. Вперед! Берите и работайте.

https://www.youtube.com/watch?v=UxBNJq-x48c
Соня Сотник «Боже, храни королеву»

Z: О чем душа хочет петь?
С.С: Сейчас вообще не хочет. Для одних ситуация в стране стала настолько сильным потрясением, которое потребовало выхода в словах или образах. И есть люди, которые перестали творить. Я не могу сейчас писать тексты. Потому что слова для меня – это квинтэссенция. А в нашем случае квинтэссенции еще нет. Я не могу. Для меня в нашей ситуации нет иронии. Ведь я пишу достаточно ироничные тексты. Ирония рождается, когда ты можешь шутить над собой, не чувствуя боли, хоть и с горькой усмешкой. Если уже можешь – значит, твое сердце излечилось. Мое пока нет.

Z: Что должны делать музы, когда говорят пушки?

С.С.: Музы должны собирать людей. Вопрос же не в музыке. Вопрос в том, что нужно быть вместе, сопереживать, не оставлять друг друга. Музыка иногда делает больше, чем психологи. В тяжелые моменты важно быть среди своих. Ведь когда ты попадаешь на выступление любимой группы, ты чувствуешь, что вокруг свои, такие, как и ты.

Продолжение интервью читайте в рубрике «Чай со сливками» в зимнем номере журнала «Zефир».

Интервью: Юлия Найденко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях