Читайте на Zefir.ua

Олесь САНИН. Интервью

Путь «Поводыря». Интервью с режиссером самой ожидаемой украинской кинопремьеры – «Поводырь»

Олесь САНИН. Интервью

Историческая драма «Поводырь» – вероятно, самый масштабный и яркий проект в украинском кинематографе за долгое, весьма долгое время. О своем участии в съемках «Zефиру» уже рассказывала Джамала.
Она сыграла в «Поводыре» одну из главных ролей. А теперь по решению Украинского Оскаровского комитета лента отправляется в США, чтобы бороться за престижнейшую кинонаграду планеты в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». У мастерски снятой истории невероятного путешествия американского мальчишки по Украине 1930-х годов в компании слепого кобзаря – истории отваги, жестокости, любви и предательства – есть, по всеобщему мнению, весьма неплохие шансы на победу. Режиссер картины Олесь Санин, несмотря на плотный график в преддверии выхода картины во всеукраинский прокат, который состоится 12 ноября, любезно согласился дать интервью нашему изданию.

Z: Создается впечатление, что вновь возрос интерес к эпохе 20-х – 30-х годов прошлого столетия. Фильмы про гангстеров, «пост-нуар» (вроде «Города Грехов», «Мстителя», «Гетсби» и пр.). Не благодаря ли отчасти этому и появился «Поводырь»?
Олесь Санин: Я задумал картину достаточно давно, и тогда ничто не предвещало такого всплеска интереса. Мне лично эта эпоха была в какой-то момент любопытна, однако главное все же не эпоха, а жизни людей, которые оказались способны на Поступок, способны отстаивать свои интересы. Хоть вообще 30-е годы – очень любопытный исторический период.

Олесь САНИН. Интервью

Олесь Санин

Z: А сколько Вы работали над фильмом?
О.С.: В 2004-м начал, а в 2007 г. уже запустили производство, так что, скорее, это тренд меня догонял. (Смеется.)

Z: Какой Вы видите Украину 30-х годов – мрачной и беспросветной, или было в ней и нечто прекрасное?
О.С.: Мне это время кажется – и именно таким мы попытались его показать – временем великих надежд. Множество людей поверили в изменение своих судеб к лучшему. Они строили будущее для себя, для своих детей – и видели его прекрасным. Они сделали огромный вклад в развитие культуры, искусства, в индустриализацию. Ну а некоторые – те, кто тогда руководил страной, обратили их энергию во зло. Так и возник конфликт, которому посвящена значительная часть нашей картины.

Z: В наши политкорректные времена не принято делить мир на «черное» и «белое». Верите ли Вы в Зло с большой буквы, или даже у самых ужасных человеческих деяний есть причина, которую можно объяснить и понять?
О.С.: Времена-то политкорректные, однако законы драматургии кино по-прежнему требуют героя и антигероя, их противостояния, на котором строится конфликт картины. Речь здесь, скорее, не о простом примитивном «черном и белом», а о многообразии цветов и контрастах между ними. А вот серость искусству никогда не была особенно интересна.
Верю ли я в Зло? Не то что бы верю – просто оно существует, оказывает влияние на нашу жизнь. И наша жизнь сейчас – борьба со Злом. А верить или не верить в него… Как говорят: «Веришь ты в Бога или нет, а твоя жизнь от него зависит».

Z: Джамала сказала, что нашла оправдание для своей героини Ольги. А Вы находите оправдание для героев картины?
О.С.: Я создавал этих героев и для каждого из их поступков должен был придумать психологическую мотивацию. Иначе получится игра масок, людей-литер, картонных фигур, а мне, естественно, были интересны истории живых людей. Потому у героев достаточно сложные характеры – как и должно быть в любой хорошей картине, мне кажется. А если есть мотив, возможно, есть и оправдание.

Олесь САНИН. Интервью

Джамала и Олесь Санин

Z: Так можно ли понять – если не простить – убийц и палачей, которых увидит на экране зритель во время просмотра «Поводыря»?
О.С.: Самое важное – понять, почему случилось то, что случилось. Не оправдать героев, а понять, как им удавалось оправдываться перед собственной совестью. Один из центральных персонажей – человек, который стал предателем и нашел оправдание всем своим поступкам. Другие же не пошли на компромисс ни со своей совестью, ни с властью.

Олесь САНИН. Интервью

Кадр из фильма «Поводырь»

Z: А что именно готовы простить Вы сами, а что нет?
О.С.: Не готов простить зло, причиненное другим – ладно уж мне самому. Не смогу простить того, кто бьет слабого, предательства, унижения окружающих. Не терплю, когда человек за счет другого не просто отвоевывает себе место под солнцем, но потом еще и готов уничтожить все и вся, что напоминает о его поступке. Раньше, всего лишь год назад, я, наверное, был мягче, но теперь понял, что твердость, способность отстаивать интересы не только свои, но и тех, кто слабее – это основа жизни любого человека. И в первую очередь – мужчины.

Олесь САНИН. Интервью

Кадр из фильма «Поводырь»

Z: Говорят, съемки каждого фильма – уникальны. Бывает, это тяжелый монотонный труд, бывает – веселая игра, а порой – нечто, напоминающее боевые действия. Какие воспоминания остались у Вас после работы над «Поводырем»?
О.С.: Ну, наверное, как после боевых действий. (Смеется.) Дисциплина на съемках была почти военная. Не то, чтобы мы в наказание сажали на гауптвахту – абсолютно нет! – но условия оказались достаточно сложными – и производственные, и связанные с природными условиями. К тому же нас очень тесно зажали в финансовые рамки: 16 млн гривен – слишком мало для масштабного исторического фильма. Приходилось тратить море усилий, чтобы выстроить логистику картины, чтобы ни одна минута рабочего времени не пропала даром. Постановочная группа – режиссер, оператор, главный художник – фактически обходились без выходных. Актерам также приходилось несладко: и репетиции, и подготовка к исполнению ролей многим дались тяжело. Например, Стас Боклан проделал исключительно сложную работу, которая требовала, кроме всего прочего, громадных физических усилий. Ведь играть незрячего – это не просто надеть на съемочной площадке специальные контактные линзы. Это огромная подготовка – и психологическая, и репетиционная. А Джамала! Я просто не знаю, когда она ела и спала! Она репетировала, вживалась в роль, постоянно смотрела фильмы той эпохи, чтобы проникнуться ее духом.

https://www.youtube.com/watch?v=x4VyRPSTlQg
Джамала — Чому квіти мають очі

Z: И как Вам кажется – она справилась?
О.С.: Вопрос не в том, что мне кажется, главное, какой вердикт вынесет публика. Да, я влюблен во всех своих актеров и в свое кино, однако моя профессия учит, что, как бы объективно ты ни оценивал фильм, никто не знает заранее, что решит зритель. Мы, разумеется, сделали все, чтобы картина ему понравилось, чтобы герои получились живыми, чтобы им сопереживали. Возьмем опять же Джамалу: она сыграла совершенно не похожего на себя человека – актрису, которая пошла на компромисс со своей совестью ради, как она думала, высокого искусства, ради любви… А потом вышла замуж за человека, которого не просто не любит, а ненавидит. Разумеется, найдя себе оправдания. И похожие оправдания находят себе многие люди – обратите внимание, мы ведь часто сталкиваемся с подобным в жизни. Мне, по крайней мере, доводилось, и не раз.

Олесь САНИН. Интервью

Кадр из фильма «Поводырь»

Z: Значит, Ваш фильм актуален и сегодня?
О.С.: Более актуален, чем нам казалось, когда мы только работали над ним. Я даже начал немного переживать по этому поводу. Мои пресс-конференции и беседы со зрителями из-за этой актуальности чуть ли не превращаются в политические митинги. Фильм был закончен год назад и за прошедшее время стал злободневен настолько, что, казалось, некоторые сцены поспешно доснимали в последний момент. Или вот, например, мне всегда нравилось имя главного антигероя – Владимир. Хорошее, популярное имя. Я даже представить не мог, что у людей возникнут ассоциации с президентом соседней страны! Что мне начнут говорить: «А почему у Вас все русские плохие?». Ну, согласитесь, ведь офицер НКВД не мог говорить у себя на работе на литературном украинском! А сейчас все само собой как-то увязалось с событиями последних месяцев – наверное, под давлением нынешней политической пропаганды. Притом, что мы как раз снимали фильм о героях, которые выступили против тотальной советской пропаганды. http://www.secondhand-optom.ru/ Тогда в газете «Правда» не было ни слова правды, а правда была в песнях людей, которым петь запретили. Наложили запрет и на их музыкальные инструменты, а потом – даже на само их физическое существование. В действительности наш фильм и об этом: о вере – возможно, наивной и сентиментальной – что можно убить человека, но нельзя убить песню. Что кто-то когда-нибудь, поверив этой песне о свободе, соберет вокруг себя таких же, как он, и отвоюет себе свое независимое государство.

https://www.youtube.com/watch?v=6_VPizqZZCw
Трейлер фильма «Поводырь»

Z: Вы сами поете? Играете?
О.С.: Числится за мной такой грешок. Еще со старших классов очень интересовался изучением музыки – особенно народной, фольклорными традициями. Ездил в экспедиции и однажды нашел одного из последних лирников на Волыни – Ивана Власюк. Он меня потряс: словно человек с какой-то другой планеты. Незрячий лирник открыл мне совершенно непостижимый мир – фактически средневековый. Меня это страшно увлекло: я отыскал таких людей и в Киеве, научился и сам изготавливать музыкальные инструменты: бандуры, лиры, кобзы. Стал частью этого братства, а его жизнь стала важной частью моего бытия. Я играл на улицах, много путешествовал – потом в силу разных причин прекратил, но до сих пор поддерживаю этих людей: для фильма мы изготовили около двух десятков музыкальных инструментов, дали их в руки незрячим музыкантам, и они играли. И потом мы сделали к фильму тифлокомментарий – специальную аудиодорожку, которая идет в кинотеатре параллельно с показом фильма. Она транслируется через наушники, и незрячие могут следить за развитием действия и так «смотреть» кино. Сейчас идут показы «Поводыря» по всей Украине, и мы уже в шести или восьми кинотеатрах показывали картину с тифлокомментарием – «Ощадбанк» помог нам с приобретением необходимого оборудования. После просмотров мы его оставляем кинотеатрам – позднее эта технология может быть использована при демонстрации других фильмов. Незрячие и слабовидящие смогут приходить в кинотеатры. И это важно не только для них, а, скорее, для нас самих – видеть их рядом. Ведь как получается – рядом с нами живут люди, которых для нас вроде как и не существует. А они порой более чутки к окружающему миру, иногда больше знают о нем. В одном эпизоде фильма снялось больше ста незрячих актеров – мы собрали их со всей Украины. Среди них – музыканты, спортсмены, журналисты, учителя, бизнесмены, и все они достаточно активны в своей жизни. Это действительно иная планета. Я знал о ее существовании до съемок картины, но мы пытались пойти как можно дальше, погрузиться глубже. И вышли в ту область, где не просто ведется рассказ об определенных исторических событиях, снимается кино, идет шоу-бизнес, борьба за славу и призы. Это стало серьезным испытанием характера для каждого из нас. И за кадром осталось куда больше, чем можно увидеть на экране.

Олесь САНИН. Интервью

Кадр из фильма «Поводырь»

Z: А какая самая Ваша любимая украинская народная песня?
О.С.: «Спився козак, спився». Ее мало кто знает – это история о любви женщины и о печальной судьбе этой любви – ведь казак отдает свою душу войне… Уж простите за актуальность истории. А вообще я многие песни люблю. Меня даже иногда обвиняют, что я только и делаю, что их экранизирую. (Смеется.)

Z: Что для Вас вкус жизни?
О.С.: Не знаю. Я очень люблю жизнь. Для меня кино очень часто – это история воплощения мечты – и своей, и тех, кто приходит его смотреть. Да, в этом я чувствую вкус жизни. А еще для меня очень важны моя семья, дети. Я счастлив видеть их, и это тоже невероятно ценно. Вообще я никогда не жалуюсь: мол, было бы лучше родиться в другое время. Нет, я рад находится здесь сегодня, рад, что на моих глазах происходят исторические события. А что у меня при этом есть возможность заниматься творчеством – так это и есть абсолютное счастье.

Интервью: Юрий Грузин

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях