Читайте на Zefir.ua

История великой «Одиссеи» – фильм о Жаке-Иве Кусто

zagl
На украинские экраны выходит фильм о великом морском приключении длиной в целую жизнь

Биография прославленного исследователя океана Жака-Ива Кусто – Капитана Кусто! – кажется знакомой едва ли не каждому благодаря множеству снятых им научно-популярных документальных лент, повествующих об исследовании «голубого континента». Однако, как ни богато кинонаследие Кусто, всегда многое остается за кадром. Да и правдивости самой что ни на есть документальной съемки не всегда можно доверять на 100 процентов. И вот режиссер Жером Салль попробовал пролить свет на скрытые стороны жизни героя-исследователя и великого мечтателя, а заодно отдать должное его действительно неоценимому вкладу в изучении океана.

Авторы байопиков любят экранизировать непростые судьбы – ведь вряд ли кого-либо привлечет история спокойной размеренной жизни, беспечального пути от одного успеха к другому. Нет, зрителю нужна драма. Как писал поэт: «Их радует, что мы в борении, покуда / Петр отрекается и предает Иуда». И вот на экране Далтона Трамбо бросают в тюрьму и превращают в изгоя; Никколо Паганини продает душу дьяволу и умирает от разбитого сердца и наркотиков; Говард Хьюз корчится в разбитом горящем самолете, сражается с безумием и отбивается от судебных исков… lodyssee-5

На подобном фоне биография Кусто выглядит до ужаса скучной и успешной. Единственный по-настоящему трагический момент – гибель младшего сына Филиппа в авиакатастрофе во время испытания гидроплана, переделанного для морских исследований. Режиссер постарался выжать из этой истории все, что только можно: картина начинается сценой катастрофы, да и затем у зрителя не раз возникает вопрос: кто же главный герой всей истории? Капитан Кусто или все же его сын, которого то отправляют в интернат, так как «родители в море», то, когда он уже подросший присоединяется к команде, дразнят «папеньким сынком»… Одним словом, Филипп, кажется, сталкивается с большим количеством трудностей, чем его отец. Да и сами трудности на пути Капитана Кусто кажутся каким-то не очень страшными… Согласитесь, вряд ли наш зритель проникнется проблемами человека, незнающего, как добыть топливо («»Калипсо» расходует полторы тонны в день!») для морского вояжа.

lodyssee-1

И все же, невзирая на нехватку драматических моментов, фильм получился увлекательным. Французы любят и умеют снимать картины на полутонах, тонкой игре эмоций, пренебрегая экшеном и рвущимися в клочья страстями. Ламбер Вильсон сыграл Кусто замечательно и, возможно, изобразил его даже лучшим человеком, чем тот был на самом деле: увлеченным, по-своему бескорыстным, но в то же время отнюдь не бесплотным ангелом, лишенным недостатков – и это сделало образ по-настоящему убедительным.

lodyssee-23

Что до недостатков Капитана, то стоит отметить, что режиссер не стал отмахиваться от сплетен, которые окружали легендарную фигуру. Кусто действительно пренебрегает семьей – у него просто нет времени возиться с детьми (как прокомментировал Вильсон: «нельзя совершать великие вещи, одновременно забирая детей из школы») – изменяет жене (которую, отметим, просто замечательно сыграла Одри Тоту) и в какой-то момент едва не переходит опасную грань, отделяющую творца и мечтателя от хладнокровного, безжалостного бизнесмена.

lodyssee-9

Собственно, это, наверное, одна из главных линий всей картины. Сперва перед нами фантазер, романтик, стремящийся со всеми вокруг разделить свою любовь к «миру безмолвия». Но, чтобы воплотить мечты, надо идти на уступки. Сначала он готов попутно поискать для спонсора подводные месторождения нефти. Затем, скрепя сердце, соглашается в своих вроде бы документальных фильмах творить некую альтернативную реальность – показывать веселую команду, отправляющуюся на борту корабля в поисках приключений, так, чтобы увиденное пришлось по вкусу обывателю. То есть, добавить в свои фильмы что-то от «мыльной оперы». Постепенно незаметно, но неотвратимо – завеса лицемерия крепнет: ведь она помогает собирать кассу, а все эти рейсы по морям-океанам по-прежнему требуют больших расходов, да и команде зарплату надо платить… В какой-то момент Филипп, взглянув на ситуацию свежим взглядом, восклицает: «Отец стал жестоким!». И, кажется, он не так уж неправ.

lodyssee-15

lodyssee-2

Да, подобные слухи о жестокости Кусто и его безразличии к живому миру моря одно время действительно ходили. И путешествие в Антарктиду (кстати, эти сцены действительно снимали в антарктических водах, в суровых условиях, используя оригинальное – и теперь устаревшее – подводное оборудование) становится переломным моментом освобождения от дьявольского наваждения. В Капитане Кусто вновь оживает романтик – не зря он говорит, что словно бы вернулся в детство в момент своего первого погружения. Больше он не намерен становиться на скользкую дорожку. Веселая рождественская вечеринка на борту после этого кажется по-настоящему искренней, а не снятой для удовлетворения сентиментальных ожиданий зрителей. А заявление Капитана об основании Фонда Кусто, который будет не только изучать океаны, но и реализовывать экологические программы – пусть даже это совершенно невыгодно в коммерческом плане – становится окончательным отречением от сомнительного прошлого. После всего гибель Филиппа смотрится едва ли не последней искупительной жертвой богам моря… вряд ли Жером Салль задумывал подать ее именно в таком свете, но подобное ощущение, тем не менее, возникает.

lodyssee-6

Если говорить о визуальной стороне фильма, то, пожалуй, зритель будет ожидать от картины об одиссее Кусто больше умопомрачительно красивых подводных съемок. В ленте они имеются, однако Жером Салль не стал ими чрезмерно увлекаться. Видимо, понимая, что со времен фильма Капитана «В мире безмолвия», вышедшего на экраны в 1956 году и ставшего первым в своем роде, было снято столько фантастически живописных подводных пейзажей, что удивить кого-либо еще одним – задача почти невыполнимая. И хоть Ламбер Вильсон в интервью утверждает, что постоянно рвался под воду, чаще все же мы видим его без акваланга. Отчего фильм, впрочем, совершенно не проигрывает.lodyssee-24

lodyssee-7

В целом, можно сказать, что «Одиссея» посвящена не только биографии Жака-Ива Кусто, из которой режиссер выбрал отдельные яркие эпизоды (как бы иначе он смог уложиться в хронометраж?), но и могучей силе настоящей мечты и подлинной увлеченности, которые, в конечном итоге, преодолеют все: и ловушки мира коммерции, и семейные неурядицы. И, кажется, даже позволят раздвинуть границы возможного, установленные для смертных. Ведь человеку не дано ни парить, подобно птице, ни жить на дне морском среди рыб, однако некоторым это все же удается – и не в одних лишь мечтах – если только они достаточно романтичны и упрямы.

Одіссея / Одиссея / L’odyssée 

Франция, 2016
Жанр: биография, приключения
Режиссер: Жером Салль
В ролях: Ламбер Вильсон, Пьер Нинэ, Одри Тоту, Лоран Люка, Бенжамин Лаверн, Венсан Энен, Тибо де Монталембер, Рогер Ван Хол, Хлоя Хиршман, Адам Нилл

lodyssee-14

lodyssee-13

Top