Читайте на Zefir.ua

Премьера альбома ONUKA – Vidlik уже на выходных

Рецензия на мини-альбом ONUKA – Vidlik. Его презентация состоится в Киеве в клубе Sentrum – 9 и 10 апреля
Премьера альбома ONUKA – Vidlik уже на выходных
В эти выходные, 9 и 10 апреля, в столичном клубе Sentrum украинский электронный проект Наты Жижченко и Евгения Филатова ONUKA представит мини-альбом Vidlik. Перед концертом самое время о нем поговорить. В Vidlik входит всего четыре композиции. И его выход событие слишком масштабное, чтобы уложить его в рамки горячей новости. Vidlik – это не пирожок, который проглотил, запил чаем, порадовался сытости и побежал дальше. Мимоходом его слушать невозможно, просто не получается – Vidlik требует абсолютного и безоговорочного вовлечения. И вот, когда мир, наконец, погрузился в сон: городской шум покинул уши, мысли с «тараканами» притихли, начинается самое главное действо – наполнение тела звучанием и буквально ядерный взрыв в воображении.

Svitanok

[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/tracks/245907185″ width=»100%» height=»166″ iframe=»true» /] Самое страшное время ночи всегда наступает перед рассветом. Появление первых солнечных лучей сопровождается сильным ветром, видимо, еще и поэтому восход солнца всегда становится таким желанным (холодно и сдувает).

Трембиты в композиции Svitanok предвещают восход солнца, и тут же становится легче. У «Світанка» есть история. За основу взято стихотворение из цикла «Вірші надворі» киевского стрит-арт художника Эжена Конпье, которое Ната развила в свое произведение.
Это одна из тех композиций, осознанно или неосознанно напоминающих о том, что после ночи всегда наступает утро, а после зимы – весна… после войны – мир.

«Ми зможем пережити – не переживай,
У нас все є, але чогось немає, але все ж є…
И тут хочется добавить «шукай»…»

Svitanok – многослойный. Это и прогулка на рассвете по пустому городу, когда шаги отдаются гулким эхом от стен домом, солнечные лучи отражаются в окнах и слепят глаза, воздух прозрачен и свеж, и почему-то именно в такой момент в голову приходят философские мысли.

Vidlik
[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/tracks/245907032″ width=»100%» height=»166″ iframe=»true» /] «Гостья из будущего» – первая ассоциация, возникающая не только при взгляде на Нату Жижченко: на концерте, при личном общении или прослушивании всех произведений. В заглавной композиции мы слышим уже не Нату, мы слышим дружественно настроенный к пилоту бортовой суперкомпьютер Onuka. Путешествие началось, корабль выходит на околоземную орбиту, перегрузки закачиваются и… дух перехватывает от Земли в иллюминаторе.

Ритм в композиции задает такой интересный украинский народный инструмент, как бугай – бочонок с конским хвостом, звучание которого «в обычной жизни» напоминает мычание коровы (не зря же он назван бугай, то есть «бык»). И как только удалось заставить этот немного вальяжный музыкальный инструмент звучать столь ритмично? Очень хочется увидеть это на концерте.

Кстати, только речь заходит о народных инструментах, всегда «закрытая» Ната начинает улыбаться и заметно открываться. Бугай – один из ее любимых народных инструментов, и ей, наконец, удалось его «приручить».

Other (intro)
[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/tracks/245906774″ width=»100%» height=»166″ iframe=»true» /]

Проигрыш на цимбалах хочется слушать бесконечно. Ты словно паришь по направлению к яркому свету и мягко погружаешься в следующую композицию.

Other
[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/tracks/245906513″ width=»100%» height=»166″ iframe=»true» /]

Если продолжать рассматривать альбом в контексте вселенной, то Other – это встреча с другими (other – в пер. с англ. «другой»), с существами высшего порядка, общающимися на уровне чувств и телепатии, и мы, существа земные, еще не в состоянии осознать этого, так как не совершили переход на новую ступень развития. Other – это признание в любви к человеку. Почему же его не любить, глупое еще, никак не успокоится, изобретает что-то, войнушки устраивает, вырастет – поумнеет.

Please don’t try to explain my love, cause you don’t understand us – «Даже не пытайся нас объяснить себе мою любовь, у тебя все равно не получиться нас понять?»

Сопилка, зозулька, музыка ветра, оркестровые колокола, бандура, цимбалы помогают нарисовать в воображении образ бестелесного, призрачного существа, парящего в воздухе – веселого, свободного, счастливого!

«1986»

Композиция начинается с эха The nothing are behind us. «1986» – органичное продолжение предыдущей композиции о «других». Они словно сообщают нам: «У нас нет никаких привязанностей» – We fly like a feather, Let your soul escape your phantom being, The life is to short, and death is so shy, And nothing for tomorrow is left.

«Другие» появляются в результате глобальных потрясений. Одним из таковых стала катастрофа на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Не это ли та самая точка «Відліку»? В 2016 году исполняется 30 лет со дня аварии, которая стала точкой отсчета в жизнях сотен тысяч людей, точкой отхода целых территорий в безвременье, превращение Чернобыльской зоны в ту самую Зону, чье существование предрекли еще в 1972 году братья Стругацкие в «Пикнике на обочине». Место, которое, вероятно, посещают «другие», которые, как и Артур, главный герой повести, загадают желание для всех: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!».

«1986» – драматичная и самая сложная для осознания композиций мини-альбома, дань увлечению (если вообще так можно выразиться в контексте аварии) катастрофой на ЧАЭС. Ната Жижченко родилась в Чернигове, что всего в каких-то 80 км от Чернобыля, а отец был ликвидатором аварии. Даже на вопрос, как бы она использовала свой шанс попасть в прошлое, Ната ответила: «Я отправилась бы в 25 апреля 1986 года, чтобы предотвратить Чернобыльскую катастрофу».

В композицию вплетена запись переговоров диспетчеров сразу же после аварии. В их голосах еще нет паники и понимания, что они имеют дело с одной из страшнейших аварий ХХ века, и от этого непонимания становится еще страшнее.

Запись «Наймоторошніша телефонна розмова 20-го століття»

А музыкальная изюминка «1986» – космическое звучание терменвокса. Ната, наконец, его освоила настолько, чтобы выйти на сцену. Его называют одним из самых сложных инструментов всех времен и народов. Чтобы играть на нем, необходим абсолютный слух и отличная координация движений.

Ната Жижченко, Евгений Филатов и другие участники проекта Onuka явно получают неимоверное удовольствие от звуков, как таковых. Соединение электронной музыки со звучанием народных инструментов: цимбал, трембиты, сопилки, зозульки, звоночков, бугая, бандуры – это объединение нашего будущего и прошлого, попытка осмыслить существование человека в контексте мира и пространства. Эти эксперименты так гармонично сочетаются с увлечением Натой экзистенциализмом – философским течением, главная тема которого – человек и его взаимоотношения с окружающим миром.

Почему именно этот альбом назвали Vidlik? Официальное объяснение – запуск нового лейбла Vidlik, который проект Onuka основал в январе 2016 года.

Но на самом деле отчет-то уже начат. Начат с рождения группы (напоминаем, что Onuka всего два с половиной года), с первого концерта, который стал аншлаговым, с выступления на самом крупном музыкальном фестивале Восточной Европы – Sziget.

И этот отсчет стал глобальным в контексте существовании такого явления, как новая современная украинская музыка. И именно тогда группа установила новую для нее планку, и чтобы одолеть ее, еще прыгать и прыгать. И тут сразу вспоминается планка, которую визуализировал на обложке альбома Take off Дмитрий Шуров.

Во время украинского отборочного тура на конкурс «Евровидение-2016» многие вдруг заметили высокий класс целого ряда украинских музыкальных исполнителей и удивились реакции зрителей – пять из шести финалистов оказались «не формат», точнее, оказались не той музыкой, которую привыкли «скармливать» слушателю музыкальные каналы и радиостанции (не будем сейчас тыкать пальцем). А аудитория, как и многие музыканты, уже давно взяла курс на новую высоту.

Хорошую музыку создают долго. Возможно, поэтому Vidlik – это мини-альбом. Но зато концерт теперь станет длиннее, и будет что играть на бис. Мне дважды посчастливилось пить ледниковую воду в горах, и я долго искала слова, способные описать ее вкус. Слова найти пока не удалось, но вкус ледниковой воды напоминает творчество Onuka, пьешь – никак не напьешься, слушаешь – никак не наслушаешься, все-время мало, и кажется, что упустила что-то важное.

Текст: Юлия Найденко
Фото: Пресс-служба Onuka

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях