Читайте на Zefir.ua

«Трамбо» – победить с честью

«Трамбо» – победить с честью

В украинский прокат 24 марта выходит номинант на «Оскар» – байопик, повествующий о борьбе опального голливудского сценаристаДавайте для начала вернемся на лет 70 назад. Времена Холодной войны для США кажутся не такими черными, как для их политических оппонентов с другой стороны Атлантики: никаких ГУЛАГов, картельной медицины и прочих прелестей. Пусть и далеко не в таких жутких масштабах, но все же свой урожай посевы страха и ненависти принесли. Неофициально истерические поиски «врагов народа» по-американски назвали «охотой на ведьм». Правда, в борьбе за сохранение демократических ценностей и против «коммунистов, тайно направляемых Кремлем» никого публично не сжигали, однако жертв было немало. Люди теряли работу, голодали, становились изгоями, даже кончали с собой или скоропостижно умирали от разрыва сердца прямо на допросах. И если для СССР, наследующего – хотел он того или нет – традиции самодержавной России, авторитарность была не в новинку, то у многих американцев, привыкших с детства едва ли не ежедневно слышать речи о «свободной стране», неожиданное превращение в бесправных жертв вызвало настоящий шок.

Успешный голливудский сценарист Далтон Трамбо стал одним из таких свободных людей, которым в один прекрасный день объяснили, что отныне их свободы заканчиваются там, где начинается поле деятельности Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Дело в том, что у Трамбо есть хобби, это его огород. Семена он обычно покупает прямо у фермеров, но однажды ему захотелось чего-то оригинального и он заказал новые саженцы почтой. Пакет ему пришел довольно быстро, саженцы он посадил и казалось бы вопрос исчерпан, но не тут-то было. Покупка была сделана за пределами США и в скором времени у Трамбо начинаются проблемы. Тут, сразу заметим, что биографии реального Трамбо и героя киноленты Джея Роуча, которая вскоре выходит в украинский прокат, довольно заметно отличаются. Роуч что-то смягчил, в других же случаях, напротив, сгустил краски. В результате у него получилась не документальная хроника и не манифест в защиту коммунизма, а фильм о твердости, верности принципам и… прозе жизни, которая в реальности вносит свои коррективы в пафос «великой борьбы со злом».


«Трамбо» – трейлер

Джорджу Эйкену, американскому политику, занимавшему пост в сенате США примерно в то же время, как «охотники за ведьмами» травили Далтона Трамбо, принадлежит такой афоризм: «Если бы в одно прекрасное утро мы обнаружили, что отныне все люди – одной нации, одной веры и одной расы, то еще до обеда мы бы изобрели новые предубеждения». Фильм «Трамбо» рассказывает как раз о предубеждениях. А кого делают козлами отпущения: коммунистов, либералов или людей другой «нации, веры и расы» – это всего лишь малозначащие детали.

«Трамбо» – победить с честью
Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон) во всеоружии: талант, харизма, обаяние и пишущая машинка

Не беремся судить, последовательным ли коммунистом был реальный Трамбо (судя по дошедшим до нас свидетельствам – не слишком), а вот экранный не призывает свергать власть буржуев-эксплуататоров или организовывать революционные трибуналы. Он всего лишь выступает, скажем, за право на достойную оплату труда для собратьев-кинематографистов или призывает дочь поделиться бутербродом с тем, кто не взял с собой обед в школу. В отчаянного борца превращают его те самые «охотники на ведьм», пытающиеся заткнуть ему рот, вынуждающие «назвать соучастников» и вообще плюющие на Первую поправку к Конституции США, гарантирующую, среди прочего, свободу слова, прессы и собраний. Коммунист? Есть куда более важный вопрос: на каком основании вы указываете быть мне им или не быть?!

«Трамбо» – победить с честью
Хелен Миррен великолепна в роли Хедды Хоппер – актрисы, обозревательницы светской хроники и просто элегантной гламурно-фашиствующей стервы

Радует, что режиссер показывает нам, как уже говорилось, не абстрактного супергероя, которому все равно, в кого летят щепки, пока он самоотверженно орудует топором в Темном Лесу Зла, а живого человека, живущего в мире, где у него есть обязательства помимо мужественного отстаивания идеалов. У Дальтона Трамбо семья, у него трое детей, которые, черт возьми, кушать хотят – в то время как занесенный в «черный список» сценарист официально не может работать нигде. И Трамбо вынужден больше трудиться в качестве «литературного негра», строча за гроши сценарии для маргинальных киностудий, чем заниматься революционной деятельностью. Некоторые критики видят в этом слабую сторону ленты Роуча… что ж, видимо у означенных критиков нет своих детей. А если есть, то да поможет этим детишкам Господь. Что же до Далтона Трамбо, то он мог выбрать другой путь. Мог, например, публично отказаться от своих взглядов – тираны во все времена любили «раскаявшихся грешников» – и вернуться на голливудский Олимп. Мог, как предлагает его друг и коллега Арлен Хирд, ввязаться в безнадежный публичный процесс в защиту прав «ведьм» и с честью проиграть, окончательно загубив себя и семью. Но благородное поражение остается поражением, а Трамбо решает с честью победить. А это гораздо сложнее. Это годы и годы тяжкого труда, потерянное время, загубленные надежды, сомнения, страхи, опасность самому стать если не чудовищем, то, по крайней мере, человеком, с которым даже самому себе не захочется жить под одной крышей. Судьбе мученика за идею не позавидуешь, но для него все хотя бы заканчивается относительно быстро. И погибшего за идею героя уже не беспокоит, сумеют ли сами выжить его близкие.

«Трамбо» – победить с честью
Австрийско-американский кинорежиссер, актер и продюсер Отто Премингер – человек, который помог Трамбо вернуться из опалы. В исполнении Кристиана Беркеля он выглядит эксцентрично даже по голливудским меркам… Кстати, в реальности именно Отто первым осмелился открыто заявить, что пригласил Трамбо в свою картину. Кирк Дуглас стал вторым – но не наоборот (как в фильме)

В конечном итоге Трамбо, конечно, побеждает. Его имя возвращается в титры фильмов, «Оскар», врученный в свое время подставному лицу, за спиной которого вынужден был скрываться опальный сценарист, находит своего подлинного хозяина. «Черный список» предают забвению, Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности прекращает свою деятельность – и хоть это, конечно, не заслуга одного лишь Далтона Трамбо, его вклад, каким бы маленьким он ни был, в этом тоже есть. В конце концов, каждый, сам не предавшийся Злу, уже становится в ряды его победителей.

«Трамбо» – победить с честью
Кино действительно обладает могучей силой…

Главный герой фильма (как и его реальный прототип, к слову), вспоминая темные времена, призывает не искать в них героев и злодеев. Есть лишь жертвы. Ведь даже самый суровый из героев предпочел бы, скорее, чтобы его меч мирно украшал стену, а не оказался по рукоять в крови врагов. Что уж говорить о тех, кто не выстоял под давлением… Такой подход, конечно же, свидетельствует о достойном восхищения благородстве мистера Трамбо. Но зрители, выходя из зала, скорее, будут представлять, к какой категории «жертв темных времен» им самим хотелось бы принадлежать. И это куда важнее исторической достоверности самой ленты, или же, к примеру, того, похожи ли Брюс Уэйн и Кирк Дуглас в исполнении Дэвида Джеймса Эллиотта и Дина О’Гормана на «настоящих» – внешне и внутренне.

«Трамбо» – победить с честью
«Трамбо» – победить с честью

Фото: кадры из фильма

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях