Читайте на Zefir.ua

Непридуманная любовь олигарха

Непридуманная любовь олигарха

Интервью со Святославом Кондратьевым, идейным вдохновителем украинского авторского мюзикла «Олигарх», премьера которого состоится в субботу, 12 декабря, в Киеве в ДК «КПИ»Что объединяет пианиста и композитора, финалиста шоу «Україна має талант» Евгения Хмару, вокалистку и финалистку шоу «X Фактор» Дарью Ковтун, участника первого сезона «Голос країни» Алексея Мартыненко, участницу шоу «X Фактор» и бэк-вокалистку Потапа и Насти Марту Адамчук, солиста Национального Президентского оркестра Александра Форкушака, хит-оркестр «Шаravaraband» и балет Totem Dance Group? Их объединил Олигарх. Но не тот, кто деньги на постановки дает (хотя это тоже не помешало бы), а тот, кто любит и страдает от любви. Сердца олигархов также уязвимы для стрел Амура, как и сердца обыкновенных людей, в чьих карманах гуляет и завывает ветер.

12 декабря Киев ждет очень интересное событие – новое для современной украинской сцены направление – мюзикл «Олигарх». Zefir.ua встретился с его идейным вдохновителем СВЯТОСЛАВОМ КОНДРАТЬЕВЫМ, автором мюзикла, композитором, лидером группы «Шаravaraband», дирижером Государственного эстрадно-симфонического оркестра, поговорить о мюзикле, музыке, олигархах и формировании музыкального рынка Украины.

Непридуманная любовь олигарха

О чем будет мюзикл?
Это невыдуманная любовная история. История любви олигарха к звезде шоу-бизнеса. Любовный треугольник, непостоянство, любовь, которая превращается в ненависть. Типичная love story. Ну, может, не совсем типичная. В наше время все меньше и меньше каких-то типичных love story. Эта любовная история показывает, что перед любовью все равны – что олигарх, что обыкновенный человек.

Сколько уже идет подготовка?
Да можно сказать, что всю жизнь. (Смеется.) Хотя полноценная работа над мюзиклом идет уже третий месяц. А до этого оркестр народных инструментов «Шаravaraband» готовил и оттачивал музыкальную часть около полутора лет – обкатывали ее на сольных концертах, фестивалях, а сейчас просто вплетаем ее в канву режиссуры мюзикла.

Почему Вы называете «Олигарх» первым украинским мюзиклом? До Вас уже были Сергей Бедусенко и его «Кошкин дом», Александр Злотник и «Экватор», и они оказались не очень успешны.
Создание мюзикла – это очень и очень трудоемкий продукт. Во-первых, это должен быть новый продукт, который способен заинтересовать. Почему хорошие мюзиклы есть на Западе, а у нас пользуются спросом только каверверсии известных мировых мюзиклов? У нас что, образование слабое? Или наши композиторы пишут плохую музыку? Или наши актеры не умеют играть? Все у нас есть. Но сделать оригинальную постановку намного сложнее, чем повторить уже готовую: композитор должен написать музыку, хореограф придумать хореографию, сценарист – сценарий, нужно подобрать актеров. Затем следуют месяцы репетиций. Что касается «Олигарха», то хоть партитура и была закончена три месяца назад, мы продолжаем ее дорабатывать. Уверен, что и после премьеры мы продолжим над ней работать. И музыкальное оформление, и постановка, и хореография – это живой процесс. Он очень сложный, требует и времени, и креатива, и взяться за него – большой подвиг, учитывая, что это должен быть коммерческий продукт. И хотя цены на такой продукт должны быть очень высокими, мы сделали их доступными для зрителя. Мы знаем, что создаем коммерческий продукт, но наша задача сейчас не заработать денег, а раскрутить этот продукт и раскрутить эту нишу. Это вложение в следующие проекты.

По музыкальному контенту, мы действительно первооткрыватели. Потому что более украинского мюзикла по музыкальному наполнению и исполнению просто не придумаешь: начиная с музыкальных инструментов – кобзы, бандуры, цимбал, сопилки, зозульки и др., и заканчивая украинской песней, обработанной и адаптированной под современного слушателя. Здесь мы – пионеры.

Непридуманная любовь олигарха

И все-таки, как сочетаются олигархи и народная музыка?
Все очень просто – олигархи же, как правило, наши, украинские. Достаточно внимательно изучить их биографии, чтобы понять, что большинство из них родом из какого-нибудь маленького украинского городка или села, и в детстве они тоже слышали все эти песни. (Смеется.) Это, конечно, шутка. Дело в том, что песни, которые прозвучат в мюзикле, близки всем. Слушая их, зритель даже не догадывается, что на самом деле он слушает народную песню. Кстати, Украина занимает первое место в мире по количеству народных песен. Реестр насчитывает 300 тыс. народных песен, записанных в этнографических экспедициях в течение последних двухсот лет. Это настоящий кладезь. Бери любую и работай с ней так, чтобы она пришлась по вкусу внуку той бабушки, которая эту песню пела!

Наши солисты Дарья Ковтун, Алексей Мартыненко, Марта Адамчук, Александр Форкушак, пока не было спроса на украинскую музыку, вынуждены были исполнять зарубежную. За последние два года появился спрос на украинскую культуру, и публика совершенно по-другому реагирует на украинские песни, узнает их и даже подпевает. Сомневаюсь, что в зале найдется хоть пару человек на тысячу, которые смогут подпевать, допустим, мюзиклу «Нотр дам де Пари», разве что помугыкать. Никто не отрицает – эти привозные мюзиклы – классный европейский и американский продукт. Они лидеры в этой нише. В жанр мюзикла там вкладывали десятилетиями. А у нас он только начинает развиваться.

Сейчас мы переживаем всплеск интереса к украинской культуре, и наши таланты, наконец, получили доступ к зрителю. У нас появилась возможность арендовать даже такой зал, как Дворец «Украина». Раньше все наши концертные площадки были забиты иностранным продуктом, не было не только концертных, но и рекламных площадей. Более того, за многие годы наша публика привыкла, что украинский продукт – это что-то второсортное, за исключением нескольких проектов. Не будем кривить душой, государство только способствовало такому положению вещей. Например, все государственные оркестры существуют за счет бюджета, люди в них играют и поют с неохотой, репертуар тридцатилетней давности. Естественно, такие концерты собирают редких любителей, и они на 100% являются не коммерческими.

Мы же с нашим коллективом занимаемся тем, что создаем украинский коммерческий продукт европейского качества. Сами в себя вкладываем, сами рекламируем, и сами показываем: то, что мы делаем – это классно. И самое главное – мы видим отклик людей.

Естественно, необходимо время. Музыкальный рынок Украины только формируется. Вспомните 90-е годы. У нас даже не было своих продуктов, только польское или турецкое. Прошло время, и мы привыкли к тому, что у нас все свое: и колбаса, и сметана, и майонез. Точно по такому же принципу будет развиваться и музыкальный рынок, если не будет никакого нездорового регулирования и доминирования. Если рынок будет развиваться так, как сейчас, без какого-либо вмешательства или помощи со стороны государства, пройдет два-три года, и мы получим очень классный, успешный европейский рынок, намного круче, чем у наших соседей в Словакии, Румынии или Польше.

Польша в этом смысле вообще очень классная страна. Их правительство приняло закон, который вывел культуру в авангард. Согласно закону, предприниматель любой формы собственности имеет право перечислить 1% от налогов на развитие любого представителя культуры. Именно так должна выглядеть здоровая связь между бизнесом и культурой. И что мы видим сегодня – Польша лидер по количеству музыкальных фестивалей. 70% нашей рок-эстрады успешно выступает там. Более того, польский рынок сейчас завоевывают даже наши государственные коллективы. Дела у нас обстояли точно так же, если бы у нас приняли подобный закон. Но его вряд ли примут. У нас даже не может пройти закон о культуре, который предполагает реформирование метода избрания руководящего состава государственного коллектива.

Непридуманная любовь олигарха
Святослав Кондратьев и «Шаravaraband»

На чем Вы зарабатываете?
К счастью, мы сейчас зарабатываем своим творчество и работаем по специальности. Потому что еще лет 10 назад для большинства музыкантов было роскошью так зарабатывать. Сейчас это стало возможным, но согласен ли ты вкладывать заработанные деньги в свой личный продукт – записывать диски, собирать музыкантов, собирать балет, приглашать артистов, рекламировать, создавать событие. Все это громадный труд и громадные затраты.

Потихоньку в Украине растет процент людей, которые хотят вкладывать, развиваться, потому что понимают, что не будут всю жизнь играть на свадьбах и днях рождения, все хотят работать на публику, которая сидит в концертном зале, а не в ресторане. Для музыканта это очень важно. В ресторане посетители не обращают на музыкантов никакого внимания, для них они просто фон. А между тем у нас очень высокий уровень артистов, играющих в ресторанах. Пригласите людей, которые слушали музыканта в ресторане на его концерт в зале, и они посмотрят на него совершенно другими глазами: «Ой, а я его или ее знаю. Оказывается, это звезда!».

Что же все-таки такое – мюзикл? И почему Вы взялись за такой жанр?
Вначале была опера, потом оперетта, а потом американцы придумали мюзикл. Мюзикл – это современный продукт, который объединяет такие классические жанры, как театр, музыка и балет. С одной стороны, совмещение всех трех жанров усложняет задачу. А с другой, мюзикл чрезвычайно интересное зрелище. Когда один актер то танцует, то говорит, то поет, и эти действия сменяются за какие-то доли секунды.

Много лет назад на гастролях в Чикаго я попросил повести меня на американский мюзикл. Что меня удивило, так это поток публики на событие, притом, что цены на билеты довольно высокие. Я просто сидел с раскрытым ртом – огромная ракушка летнего театра на три тысячи мест, и еще несколько тысяч человек расположились на траве за пределами театра. Я не помню, как назывался тот мюзикл (у меня плохая память на названия), но меня поразило то, насколько профессионально и качественно он был поставлен, насколько увлекательными были сюжетные линии и интересной музыка. С тех пор я вынашивал идею украинского мюзикла. Нашему коллективу «Шaravaraband» уже пять лет, и у балета Totem Dance Group история богатая, наши вокалисты – уже звезды, известные в широких кругах, и сейчас мы можем себе позволить поставить мюзикл. Так решилась судьба репертуарной политики «Шaravaraband», когда я решил показать, что мы действительно можем это сделать, что мы вышли на этот новый уровень.

Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха
Непридуманная любовь олигарха

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Анастасия Горностай

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях