Читайте на Zefir.ua

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Современный балет «Великий Гэтсби» – новый амбициозный проект Дениса Матвиенко, которому уже прочат стать хореографическим открытием этого года. Премьера состоится 28 – 29 октября на сцене Дворца «Украина» и 31 октября в Одессе на сцене оперы. Режиссером и хореографом балета стал известнейший американский танцовщик ДУАЙТ РОДЕН.

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Современный балет «Великий Гэтсби» – новый амбициозный проект Дениса Матвиенко, которому уже прочат стать хореографическим открытием этого года. Премьера состоится 28 – 29 октября в Киеве во Дворце «Украина», а 31 октября – в Одессе на сцене одесской оперы – так что ждать осталось уже недолго! – после чего балет отправится в мировое турне. Пока же «Zефир», сгорая от любопытства и нетерпения, которое только подогрел появившийся в Сети клип-трейлер Immortal Feeling, поспешил взять интервью у ДУАЙТА РОДЕНА, режиссера и хореографа этого необычного танцевального шоу. Дуайт – известнейший американский танцовщик, «один из самых востребованных хореографов современности» по версии The New York Times, основатель и художественный руководитель труппы современного балета Complexions Contemporary Ballet – одним словом, человек, находящийся под покровительством Терпсихоры, музы танца. И, кроме того, как стало понятно с первых минут разговора, личность интересная, многогранная и очень обаятельная.

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Z: Некоторые балетные па кажутся совершенно головоломными. Случалось получать синяки?
Дуайт Роден: Вообще-то нет. У меня, по крайней мере, их никогда не было.

Z: А боль после тренировок чувствуете?
Д.Р.: Конечно, это же серьезная физическая нагрузка. Балет – очень тяжелый труд, и вместо синяков зарабатываешь крепатуру. Особенно когда разучиваешь новые движения. Неприятно, но когда подумаешь, что крепатура – это сигнал, что ты немного улучшил свою физическую форму, становится легче. (Смеется.)

Z: Входила ли книга «Великий Гэтсби» в школьную программу?
Д.Р.: Да. Я ее прочел в школе, и тогда она запала мне в душу.

Z: А кто из героев Вам ближе – Ник Кэрэуэй или Гэтсби?
Д.Р.: Однозначно Ник. Потому что он больше, чем просто рассказчик. Он не сидит, страдая от неразделенной любви, а находится в поиске. Гэтсби – мятущийся, порой далекий от реальности и не слишком цельный персонаж. Он изо всех сил старается быть кем-то, но не тем, кем он в действительности
является. Стремится разбогатеть и стать влиятельным человеком – но не слишком-то законным путем. Именно поэтому Ник мне намного ближе: он – честный трудяга.

Z: Говорят, что повесть «Великий Гэтсби» об американской мечте. А как Вы думаете?
Д.Р.: В каком-то смысле да. Полагаю, канва истории Гэтсби – вне временных рамок. Она вполне могла бы разворачиваться и сегодня. В той же Америке. У американцев до сих пор огромный аппетит к богатству, власти. Стремление примкнуть к высшему классу, жажда успеха, денег, желание быть самым красивым – со времен «эпохи джаза» в этом плане ничего не меняется.

https://www.youtube.com/watch?v=vBXkhPsU8Wc
Backstage балета The Great Gatsby

Z: А Вам удалось добиться воплощения своей американской мечты?
Д.Р.: Еще нет. (Смеется.) Все зависит от того, что называть американской мечтой. Если деньги и материальные блага – то еще не совсем. У людей искусства никогда не будет в избытке богатства и власти. Думаю, богатство для артиста в другом: в художественной форме, в танце, в удовлетворении, умении быть счастливым от того, что ты в состоянии выразить некие чувства и дать людям возможность прикоснуться к прекрасному во время твоего выступления. Так что все дело в том, какое значение Вы вкладываете в слово «счастье», и как, собственно, понимаете американскую мечту.

Z: Возможно, «Великий Гэтсби» – это не совсем произведение об американской мечте. Это о Мечте с большой буквы.
Д.Р.: А с этим я согласен. Поэтому я и сказал, что Гэтсби, хоть богат и влиятелен, но порой далек от реальности и живет в выдуманном мире. В том, что действительно важно, в любви всей его жизни, он чаще предпочитает предаваться мечтам, вместо того, чтобы сделать решительный шаг. И на фоне этой его нерешительности успех и власть также кажутся призрачными, ненастоящими.

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Z: Клип с Денисом Матвиенко и Полиной Гагариной Immortal Feeling (своеобразный трейлер к балету) отличается дорогими, выразительными костюмами, сложными и богатыми декорациями. Станет ли весь балет таким же, или он будет выдержан в лаконичной современной манере?
Д.Р.: У нас здесь всего понемногу. То, что Вы видите, больше похоже на кинопостановку, но, по сути, палитра этого произведения гораздо ярче, разнообразнее. Вы словно погружаетесь в иной мир, следите за сюжетными линиями персонажей. В клипе отражена суть этого мира – щедрая, раздвигающая границы возможного, полная грез, фантастических элементов, которые отчасти затеняют собственно саму балетную составляющую. Будет ли таким же все произведение? Надеюсь, что да. Мы и хотели создать не типичный современный балет, а попробовать смешение стилей, эклектику – и это касается как музыки, так и дизайна костюмов, декораций, которые мы согреваем инфракрасные обогреватели. Сценография, конечно, отчасти выдержана в стиле 20-х годов прошлого века, но мы не старались скрупулезно воспроизводить все детали той эпохи – скорее, создать некое общее ощущение. Как я и говорил, история Гэтсби – вневременная и вполне могла бы происходить в наши дни.

Z: В постановках современного балета зрителю не всегда понятно, позитивный или негативный персонаж перед ним. Как это можно определить?
Д.Р.: В искусстве балета это определяется движением, рисунком танца. В современном шоу костюмы содержат в себе некий посыл зрителю: например, костюм Мейера Вольфсхайма явно дает понять, что он – темная личность, а костюм Дейзи – наоборот. И все же главное – характер движений, жесты. Они без слов расскажут Вам все. Костюм Дейзи говорит о том же, о чем и ее танец. В классическом балете нам достаточно бросить взгляд на костюм персонажа и сразу понять: белый цвет – добро и невинность, черный – зло и коварство. Но я верю, что аудитория достаточно проницательна, чтобы и без таких подсказок понять, что к чему. Мы верим в зрителя. Потому у нас костюмы играют вспомогательную роль. Хотя и немаловажную. И, конечно же, музыка также подсказывает, кто есть кто.

Z: Как бы Вы описали Ваше сотрудничество с Константином Меладзе?
Д.Р.: Я бы сказал: Константин очень глубокий человек, постоянно погруженный в свои мысли и, по большей части, довольно молчаливый… В противоположность мне самому. Мы общались по большей части через продюсера балета Алену Матвиенко, в том числе и потому, что он не говорит по-английски, а я не знаю ни украинского, ни русского. Мне он показался исключительно талантливым и по-своему энергичным. Мне очень нравится его музыка. Мы много раз обсуждали наш проект в ходе работы: вносили изменения, сравнивали впечатления. Иногда он давал мне музыкальный фрагмент и предлагал внести какие-нибудь изменения, я делился с ним своими мыслями по этому поводу. А порой он подавал мне интересную идею, которая приводила к изменениям в хореографии – и так до тех пор, пока все не сошлось одно к одному: история, музыка, танец, энергия.

https://www.youtube.com/watch?v=NWbESitMruE
Клип Immortal Feeling

Z: Вы работали со многими знаменитостями, такими как Принс, Нина Симон. Не поделитесь впечатлениями?
Д.Р.: Я работал не с Ниной Симон лично, а с ее музыкой. Она показалась мне… очень приятной – на свой экстравагантный манер – и остро воспринимающей социальные проблемы. Она уехала в Париж, потому что не хотела больше иметь дело с дискриминацией, которая тогда еще встречалась в Америке. Она уже была звездой, но не могла войти в клуб через парадный вход. Наверное, неудивительно, что в ее музыке столько чувства, столько душевной боли. И этим-то она мне очень нравится.

Z: И какая ее композиция Вам больше всего по душе?
Д.Р.: Я заслушиваюсь многими, но лучше всего, на мой взгляд, ее кавер Wild is the Wind. Он просто невероятен.

Z: Читатель обычно сочувствует Джею Гэтсби, зритель, смотря экранизацию с Леонардо Ди Каприо, скорее, восхищается им… Какие чувства, на Ваш взгляд, будет вызывать у публики Гэтсби-Матвиенко?
Д.Р.: Мне не хотелось бы слишком распространяться на эту тему: пусть восприятие зрителя будет ничем не замутненным. Пусть он почувствует то, что почувствует. Да, надеюсь, он будет сочувствовать герою Матвиенко, его захватит разворачивающее действие, и он проникнется болью, мучающей Гэтсби, ближе к концу действия. Ведь главный герой – натура очень эмоциональная. Да, далекая от совершенства, как я и говорил. Но наблюдая за ним, Вы проникаетесь пониманием хрупкости человеческой жизни. Особенно жизни мужчины, несчастливого в любви, живущего чужой, фальшивой жизнью и в глубине души осознающего это. Думаю, Вы поймете его внутреннюю пустоту, одиночество. Его жажду стать тем, кем он не является, которая, думаю, близка многим зрителям.

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Z: Вы сейчас часто бываете в Киеве?
Д.Р.: Да, прежде мне не раз доводилось приезжать сюда.

Z: Как-то Вы упомянули, что хотели бы познакомиться с современным украинским искусством. Исполнилось ли это желание?
Д.Р.: Пока, к сожалению, нет. Я получил несколько приглашений, но не сумел выкроить время. Сейчас я постоянно либо слишком занят, либо слишком устал, чтобы воспринимать искусство. Мы в настоящий момент работаем очень интенсивно. Тренировки длятся по 6 часов в день, чтобы не замерзнуть мы включаем инфракрасные обогреватели. Кажется, немного, но затем следует обсудить с ассистентом план на следующий день, потом вспоминаешь, что необходимо поесть, а там уже ночь наступила. А назавтра – все сначала. Однако до конца моего пребывания в городе я все же выберусь куда-нибудь!

Z: В Вашем балете участвуют украинские исполнители. Что Вы можете сказать о них?
Д.Р.: Мне нравится, как они работают. Постоянно учатся – украинские танцоры быстро впитывают все новое. Стиль нашего произведения для них отчасти чужд – он базируется на классическом балете, но сам по себе, все же, не совсем классический, однако украинским исполнителям удается быстро приспособиться. Интересно наблюдать, какой путь мы вместе проделали за пять недель совместной работы. Они все действительно выросли и изменились. Если и дальше будут продолжать в таком духе, к премьере все будет уже великолепно.

Z: Говорят, что все сюжеты уже были кем-то использованы, и все мелодии уже написаны… а в танце можно ли открыть что-то новое?
Д.Р.: Не существует новых движений, лишь новые методы и интерпретация. Когда я работаю над хореографией, я не трачу время на попытки выдумать что-нибудь этакое – небывалое и абсолютно новое. Моя цель, чтобы танец соответствовал духу рассказываемой истории, стал ее частью. Мне хотелось бы, чтобы в моей хореографии была свежесть, но это не самоцель. Так же, как и нельзя считать, что слепо следовать классическим традициям – единственно верный путь. Лучше держаться золотой середины. Не выдумывать новые па, а составлять из них новые последовательности движений. Но самое важное – оригинальность. Надо всегда стараться быть оригинальным.

Z: Некоторые музыканты вносят в свои произведения элементы, позаимствованные у других жанров, например, фолк часто звучит в рок-музыке. А Вам нравится добавлять в хореографию балета что-нибудь «со стороны»?
Д.Р.: Разве что немножко хип-хопа. Совсем чуть-чуть. (Смеется.) Мои работы всегда будут основываться на классическом балете – я никогда не порву с ним окончательно. Но почему бы, действительно, его слегка не разбавить другим жанром. Есть несколько движений хип-хопа (мы называем их pop-lock), которые, присмотревшись, Вы  сможете заметить в «Гэтсби» – они характерны, прежде всего, для уличных танцоров. Привнести немного искусства улицы – это, думаю, характерная для моего творчества черта.

Z: Что для Вас вкус жизни?
Д.Р.: Думаю, это все то, из чего формируется мой жизненный опыт. Это жизнь изо дня в день, это люди, которые делают меня счастливее. Узнавать что-то, ранее мне неизвестное, встречаться с новыми личностями, налаживать с ними отношения… Если я долго не учусь чему-то, не делаю для себя открытий – пусть даже незначительных – начинаю скучать и грустить. Так что, наверное, в этих поисках и открытиях я ощущаю подлинный вкус жизни. Z

ДУАЙТ РОДЕН. Интервью

Интервью: Юрий Грузин
Фото: Балетное агентство «Софит»

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях