Читайте на Zefir.ua

Евгений Хмара. Интервью

Молодого талантливого пианиста, композитора ЕВГЕНИЯ ХМАРУ украинские меломаны помнят еще маленьким мальчиком на одной сцене с лидером группы Space Дидье Маруани.

Евгений Хмара. Интервью

Годы, месяцы, дни, часы, минуты, секунды… Время, которое проводишь за любимым занятием, волшебно. И тогда ты сам становишься немного волшебником. Молодого талантливого пианиста, композитора ЕВГЕНИЯ ХМАРУ украинские меломаны помнят еще маленьким мальчиком на одной сцене с лидером группы Space Дидье Маруани. Мальчик вырос и превратился в статного юношу. Новому поколению меломанов он знаком по участию в проекте «Україна має талант», первому клипу «Волшебные часы» и дебютному альбому «Сказка». Сейчас Евгений работает над новым альбомом – «молодым», горячим, драйвовым, который объединит современные электронные ритмы со степенностью и вечностью классики.

Евгений Хмара. Интервью

Z: Приятель Джоаккино Россини рассказал как-то знаменитому композитору о том, что один его знакомый собрал коллекцию орудий пыток всех времен и народов.
– А было в этой коллекции фортепиано? – поинтересовался Россини.
– Конечно, нет.
– Значит, в детстве он не учился музыке…
Вы бы отнесли фортепиано к разряду орудий пыток?

Евгений Хмара: Каждый, кто в детстве занимался музыкой, может пожаловаться на свой инструмент. (Смеется.) Конечно, и у меня были периоды, когда я хотел бросить свои занятия. Но любовь к музыке и неожиданный подарок судьбы удержали меня от решения сдаться. Им стала встреча с Дидье Маруани, лидером легендарной группы Space. Я вырос на их музыке. Группа неоднократно приезжала в СССР с концертами и первой показала нам, что такое лазерное шоу. Впервые их видео я посмотрел в 4 года и, возможно, благодаря этому сделал свои первые шаги навстречу музыке. Родители, смеясь, рассказывали, как я делал вид, что играю на клавишных, и направлял на себя луч фонарика – это было мое лазерное шоу. К семи годам я уже играл на слух весь репертуар группы. В 1996 году Space снова приехали с концертом в Киев, и мы с родителями (мне тогда было уже восемь) очень хотели взять у любимого музыканта автограф. Родителей к Дидье Маруани не пропустили – к нему в гримерную провели только меня. Он спросил, как меня зовут и чем занимаюсь, на что я честно ответил, что я музыкант-клавишник. Тогда Дидье предложил мне сыграть на его инструменте, и я стал наигрывать мелодии Space. И хоть синтезатор был выключен, Дидье по движению моих пальцев определил, что я играю правильно. И тогда он вышел познакомиться с моими родителями. Сказать, что они были в шоке – это ничего не сказать. Дидье мне тогда дал совет: Space – это, конечно, хорошо, но есть еще Моцарт, Бах, Бетховен. Он  пообещал мне, что если я продолжу профессионально заниматься музыкой, и она станет моей жизнью – мы выступим с ним на одной сцене. И он сдержал обещание, спустя пять лет, в 2001 году, мы сыграли вместе на «Таврийских играх», а потом и на концерте во Дворце «Украина». Мы подружились, я отправлял ему послушать записи моих работ, и он всегда давал мне содержательные комментарии и советы. Понятное дело, что «не так» было больше, чем «так». (Смеется.) Думаю, если бы я бросил музыку, то совершил бы большой грех, потому что в жизни просто так ничего не бывает. Кроме музыки я занимался еще и спортом, но судьба в какой-то момент заставила меня сделать выбор – участвовать в музыкальном конкурсе либо получить разряд в спорте. Я выбрал конкурс.

https://www.youtube.com/watch?v=TCSSlv5QrVU
Дидье Маруани ft. Евгений Хмара, фестиваль «Таврийские игры», 2001 г.

Z: Вы в детстве были примерным мальчиком?
Е.Х.: Я был жутким разгильдяем. (Смеется.) Но на самом деле важно не сколько часов ты проводишь за инструментом, а КПД. Если ты работаешь и понимаешь, что у тебя начинает взрываться мозг, но ты при этом упрямо продолжаешь, это неправильный подход. Тогда музыка превращается в спорт, а ты – в бездушного робота. Очень важно выдержать грань между музыкой и спортом. Почему я их сравниваю? Потому что музыкант, как и спортсмен, чтобы не выйти из формы, должен заниматься каждый день, но при этом не желательно переусердствовать. То ли дело подготовка к конкурсу – тогда организм подключает какие-то дополнительные ресурсы, и ты можешь заниматься очень долго.

Z: Говорят, если на конкурс приезжает делегация из Китая, то остальные могут паковать инструменты.
Е.Х.: В китайцах сочетается талант и трудолюбие. В любом деле очень важно, чтобы сочетались эти факторы. Как это ни странно звучит, но даже если тебе не хватает таланта в любимом деле, но есть желание и работоспособность – ты, может быть, и не достигнешь высот, но добьешься многого. Но если у тебя есть талант, а ты не развиваешь его, то попросту загубишь свой дар и потеряешь себя. И во многом здесь будет виновата лень. Она приходит и говорит тебе: «Не работай». Я знаю людей, которые жалеют, что в свое время бросили занятия музыкой, и ни одного человека, кто бы сказал: «И слава Богу». Жалеешь или не жалеешь, могу сказать одно – занятия музыкой способствуют развитию таких участков мозга, которые не может развить никакое другое занятие. И потом, это умение образно мыслить выручит Вас ни один раз, поверьте моему опыту.

Евгений Хмара. Интервью

Z: Для скрипачей самый сложный композитор – Паганини. А кто сочинял самые сложные композиции для фортепиано?
Е.Х.: Иоганн Себастьян Бах! И сложен он не технически. Шопена, например, в этом плане гораздо сложнее исполнять. Просто Бах – это высшая математика в музыке, причем математика, тесно переплетающаяся с религией. Вот почему я в детстве не любил, когда мне задавали его произведения. Бах придумал многоголосье, у него есть произведения, в которых пять голосов – за этим всем даже уследить сложно, не говоря уже о том, чтобы вовремя перестроиться. Но при этом, как ни удивительно, все это математически выверено. Всю музыку Баха можно изложить цифрами и математическими формулами. Неудивительно, что дети его не любят – она слишком сложна для восприятия и понимания. Любовь к ней приходит с возрастом. А еще сейчас часто говорят, что Баха полезно слушать, потому что он «очищает сознание». Просто послушайте «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха.

https://www.youtube.com/watch?v=ODGpDWMUjkQ
«Пока она спала»

Z: А кто из композиторов самый любимый?
Е.Х.: Наверное, все-таки Фредерик Шопен. Потому что он романтик не только в музыке, но и в жизни, как я. Но говорить о том, что кто-то из композиторов нравится, а кто-то нет, я не могу. Все классики интересные, потому что разные.

Z: Звучание какого инструмента вызывает у Вас душевный трепет?
Е.Х.: Контрабаса. Когда музыкант берет смычком нижнюю струну, получается такое низкое протяжное звучание «мыыыы». Его нужно слушать, находясь рядом с источником звука. (Смеется.)

Евгений Хмара. Интервью

Z: Любимый музыкант у музыканта?
Е.Х.: Сейчас я слушаю Ханса Циммера. Он пишет музыку к фильмам и компьютерным играм, лауреат «Оскара», «Золотого глобуса» и «Гремми». Его музыка знакома Вам по фильмам «Человек дождя», «Король Лев», «Темный рыцарь», «Шерлок Холмс» и «Начало». Мне стыдно, что я узнал о нем только после того, как написал свой первый альбом. Когда начал изучать его творчество, понял, что в моей музыке присутствуют элементы, характерные для жанра «саундрек», и мне еще расти и расти. Я меломан в том смысле, что люблю музыку, в которой есть мелодия. Еще мне очень нравится творчество Дмитрия Темкина. Об этом человеке можно долго рассказывать. Очень жаль, что до сих пор его портрет не висит в одном ряду с портретами Игоря Сикорского, Сержа Лифаря и др. Он родился в Кременчуге и эмигрировал в 1921 году. Темкин до сих пор занимает место в первой пятерке лучших композиторов мира: 22 раза номинировался на премию «Оскар» и четыре раза получал заветную статуэтку. Ежегодно в Кременчуге в рамках Международного джазового фестиваля Energy проходит конкурс молодых пианистов-импровизаторов им. Дмитрия Темкина, который активно поддерживает его вдова Оливия Темкина-Дуглас.

Z: Кому из современных музыкантов Вам бы хотелось аккомпанировать?
Е.Х.: Отвечу не задумываясь – Стингу! Это мечта. Мне нравится его ход мыслей и стиль жизни – он делает только то, что у него идет изнутри, и от этого кайфует. Его музыка интеллектуальна, но при этом это поп.

Евгений Хмара. Интервью

Z: Вы недавно вернулись из гастролей по Америке. Какое Ваше самое яркое впечатление?
Е.Х.: Это не гастроли. Это была моя первая поездка в Штаты. У меня там прошло два замечательных концерта – в Чикаго и в Вашингтоне в здании Конгресса. Оба раза я был растроган до слез – когда я играл гимн Украины, все слушали его стоя и подпевали или старались подпевать на украинском языке. Также я исполнял для гостей украинские народные мелодии, песни «Рідна мати моя» и «Києве мій», давно ставшие классикой, и музыку из альбома «Сказка». В своей поездке по США я познакомился и подружился со множеством потрясающих людей: это и представители бизнеса, и творческие люди, и общественные активисты, и политики. Среди них наш соотечественник Дмитрий Костик. Он талантливый изобретатель и успешный предприниматель. Это он и сотрудники его компании придумали устройство, передающее рекламу и другую информацию посредством Bluetooth, и это его компания создала интерактивный ресторан. Такие рестораны сейчас работают в Дубаях и на Кипре. Также я познакомился с главой украинской диаспоры в Чикаго – удивительной женщиной Мартой Фарион. Ее родители родом из Украины, а сама Марта родилась в Аргентине, одно время жила в Германии, затем переехала в Штаты. Она влюблена в далекую Родину, выучила украинский язык и делает все возможное, чтобы помочь нашей стране. В городах, в которых я бываю, всегда стараюсь устраивать такие себе перформансы: «вытаскиваю» рояль на центральную площадь и играю: обязательно гимн, народные мелодии, украинскую классику и свою музыку. Как только я начинаю играть  – меня тут же окружают люди, внимательно слушают, расспрашивают, кто я и что играю. Цель таких концертов – показать, что Украина – это не только Чернобыль и Андрей Шевченко (да-да, есть люди, которые до сих пор так думают), это еще интересная, красивая, богатая и прекрасная страна.

Евгений Хмара. Интервью

Z: Музыка лечит. Согласны?
Е.Х.: Уверен, что классика благоприятно влияет на психику и способствует развитию определенных участков мозга. А что касается моей музыки, мне не очень удобно об этом говорить, но альбом «Сказка» стали заказывать детские дома и центры реабилитации для детей с ДЦП. Для меня это было большой неожиданностью. Я не знаю ответа на вопрос, лечит ли моя музыка.

Z: Расскажите немного о своем первом альбоме «Сказка» и о следующем альбоме.
Е.Х.: Настроение альбома «Сказка» соответствует названию. Одноименная мелодия, например, была написана очень быстро, на одном дыхании – я проснулся утром, за окном было белым-бело от снега, все искрилось на солнце. Это и была настоящая сказка. В альбом также вошли две композиции, написанные в возрасте 7 и 8 лет. Одна мелодия называется «Паровоз». Знаю, дурацкое название, но я его не стал менять. Чувствуется, что эту композицию сочинял ребенок. Вторая – «Волшебные часы», очень мелодичное произведение. Композиция «Маленькая история» – у меня рождается образ дождя, парка и немолодой пары, танцующей танго. Сейчас я записываю следующий альбом. Я пока еще не выбрал для него названия. В него также войдет песня, написанная в детстве – «Воспоминание». Я тоже не стал менять название. Вот только, что я такого мог вспоминать в 12 лет?! Меня тогда волновали только игрушки для детей. В мелодии «Восхождение» присутствуют образы кельт-ской культуры: кельты поднимаются на гору, чтобы поприветствовать солнце в день весеннего авноденствия. Я готовился сделать большой всеукраинский тур в поддержку этого альбома и в сопровождении симфонического оркестра в конце ноября, но принял решение перенести его на весну. Все что ни делается – все к лучшему. (Смеется.) Значит, у меня будет больше времени на подготовку. По  поводу оркестра – он будет большой, но не просто оркестр в классическом понимании этого слова. Потому что во втором альбоме я стараюсь объединить рояль, симфонический оркестр с роком и дабстепом. Уверен, что такое сочетание заинтересует в том числе и молодежь. Одна из моих целей – показать молодежи, что оркестр – это круто и интересно, посредством современной музыки и современного звучания открыть ребятам классику, потому что она – вечна.

https://www.youtube.com/watch?v=1rSj4U9RqtQ
«Волшебные часы»

Z: Что для Вас вкус жизни?
Е.Х.: Разноцветие! К черту рутину, которая притупляет восприятие красок и делает жизнь серой и унылой. Жадно впитывайте впечатления и радуйтесь каждому мгновению, словно ребенок. Z

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Влад Довгопол и пресс-служба Евгения Хмары
Благодарим Samogon Bar за помощь в проведении интервью

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях