Читайте на Zefir.ua

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

«Украинская группа DAKHABRAКHA превратила нестройные ритмы восточно-европейской музыки в барабанный панк а-ля сама Бьорк», – так написал о выступлении нашей этно-хаос группы на фестивале Bonnaroo самый авторитетный музыкальный журнал мира Rolling Stone, окрестив при этом ее еще и лучшим «котом в мешке» фестиваля 2014 года.

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком ГаланевичемЕдинственный парень в группе МАРКО ГАЛАНЕВИЧ и поет хорошо, и играет на аккордеоне и гармошке, и стучит на барабанах, и извлекает причудливые звуки из множества инструментов, не имеющих названия, надежа и опора трех очаровательных девушек в высоких черных шапках. Ирина Коваленко и Елена Цибульская завораживают не только потрясающими голосами, но и  умением «валить» на барабанах так, что у слушателей замирают сердца, а Нина Гаренецкая – еще и с неизменной улыбкой «зажигает» на виолончели не хуже парней из Apocalyptica. По завершении мирового тура группа вернется к работе над новым альбомом. Это будет путешествие по Украине. В него войдут песни, записанные в фольклорных экспедициях в разных уголках страны: чумацкие Крыма и Таврии, песни Слобожанщины, Поднепровья, Полесья, Карпат и Закарпатья. Уже готовы пять композиций. Музыканты обещают, что альбом будет менее драматичным и  театральным, чем предыдущие, а медитативно-блюзовым.

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

Почему путешествие по миру:
Мы уже четвертый год подряд ездим в мировые туры. Наша главная задача – показать всем, что есть Украина и украинский народ с яркой и мощной музыкальной культурой, которая может быть интересна миру. А нам, как музыкантам, интересно открывать для себя новые города и публику, наблюдать за ее реакцией. Как правило, люди, которые приходят к нам на концерты, вообще не знакомы с нашей культурой. В сравнении с  другими украинскими группами наши гастроли за границей посещает процентов 5 – 10 диаспоры, остальные местные. Залы заполнены практически на 100%. Люди понимают нашу музыку, хоть никто не может разобрать слов, но они чувствуют эмоцию и энергию, заложенную в композициях. Мне запомнился последний концерт в Сан-Франциско. Мы выступали на территории огромного парка, который буквально заполонили люди. Как никогда, пришло много украинцев, и все с флагами, так же, как и мы. В этом году мы сопровождаем каждое наше выступление украинским флагом и плакатами Stop Putin и No War. И публика, неважно, в какой стране мы находимся, понимает и поддерживает нас, а после концерта подходят поддержать словами. Кроме того, мы отдаем часть нашего дохода от концертов на благотворительность, мы закупаем Лаферобион для наших бойцов на www.apteka24.ua/medikamenti/laferobion. Наши выступления в этом году носят гражданскую и политическую окраску. Во время концерта в Сан-Франциско я следил со сцены за женщиной лет 40 – она танцевала так, словно это был последний танец в ее жизни. После концерта она подошла, поблагодарила и сказала: «Вы спасли мне жизнь». Что это могло значить, остается только догадываться, но надеюсь, что у нее все теперь будет хорошо. Много людей после выступления подходили поблагодарить. Часто говорят такие слова, на которые не знаешь, как реагировать. Просто благодаришь в ответ. С одной стороны, слова любви к твоему творчеству безумно приятны, с другой стороны – как-то неловко. Наверное, скромность для музыканта – это лишнее. (Смеется.) А на фестивале в Малайзии у нас была длиннейшая автограф-сессия, больше полутора часов, и вымотала нас похлеще, чем выступление (мы берем с собой в тур диски, которые разлетаются за первые два-три концерта). Малайзийцы такие все радостные, улыбчивые, открытые и искренние, и каждый хотел с нами сфотографироваться, причем не один раз. (Смеется.)

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

https://www.youtube.com/watch?v=hxmCVEGpKyw
Концерт в Центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди, Вашингтон, 2014

Обязательно для посещения:
Фестиваль Bonnaroo. Это один из крупнейших фестивалей Америки – классный и атмосферный, даже посетители подходят к нему с выдумкой, а не с мыслью: «Ну что вы нам тут покажете?!». Теперь в каждом городе США, где мы выступали, к нам подходит кто-нибудь и говорит, что видел нас на Bonnaroo. (Смеется.) Фестиваль Fusion. Он проходит под Берлином на бывшем военном аэродроме и чем-то напоминает фестиваль Burning Man в США. Множество инсталляций и скульптур – художники буквально из мусора создают неимоверные вещи. Здесь каждый включает фантазию: мимо тебя может невозмутимо пройти человек в костюме Аполлона, а ему навстречу – человек в костюме Телепузика или Иисус Христос. Там царит замечательная атмосфера: кроме музыки, проходит также множество интересных событий, угощают вкуснейшей едой со всего мира. Фестиваль Off в Катовице в Польше. Очень интересный и многолюдный. Мы открыли его для себя в этом году. Музей музыкальных инструментов народов мира в Фениксе, штат Аризона. В том числе здесь есть стенд, посвященный украинским инструментам. Было совсем мало времени (мы попали туда после концерта, сотрудники музея специально ради нас остались после его закрытия), поэтому вместо того, чтобы внимательно рассматривать экспонаты, мы как зомби бегали от стенда к стенду и фотографировали все подряд, чтобы потом спокойно рассмотреть инструменты на фотографиях. В том, что касается музыки, мы стали в каком-то смысле снобами, потому что уже столько всего переслушали и пересмотрели на фестивалях, что последнее время все кажется таким одинаковым. В этом году на фестивале в Лозанне меня зацепило выступление одной американской команды Tune-Yards. От девушки, лидера группы, исходила такая сильная энергия!

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

Когда лететь:
Мы находимся в туре практически круглый год. За одно только лето дали 45 концертов. Приезжаешь на пару дней в Киев и потом снова куда-то едешь выступать. Самый длинный отрезок в туре был пять недель! Такой ритм уже сложновато выдерживать, потому что у всех есть семьи и детки, которые скучают за родителями, а родители за детками. В начале октября отправляемся в Южную Корею на фестиваль Ulsan World Music, а затем будут Нидерланды, Бельгия и Германия. Ноябрь снова проведем в США. Мы выступали на самых разных фестивалях. Иногда были единственными представителями этнического направления. А вокруг – одни рокеры. Или как в прошлом году в Дании на фестивале Roskilde, одном из крупнейших мировых фестов: Рианна, Metallica и «ДахаБраха». (Смеется.) Правда, у них своя, большая сцена, а мы свою с Dead Can Dance делили. Мне очень нравится, когда на фестивалях представлена музыка разных стилей. Каждый не только найдет себе выступление по душе, но и сможет открыть для себя новое направление.

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

Что выпить:
Я практически не пью. А вот моя бабушка делает потрясающую самогонку из винограда. Я угостил ею знакомых в Америке, так они теперь всякий раз моей бабушке привет передают. Открыли для себя в  Мексике текилу. Мы-то думали, что ее делают из колючих кактусов, а оказалось, что из агавы. Агава – очень полезное растение, а значит и текила тоже. (Смеется.) Другое дело, что всего должно быть в меру. Мы в этом плане неправильные музыканты – разгульную жизнь не ведем, алкоголь перед и после выступления не употребляем, а после концерта сразу идем спать, особенно в туре.

Где поесть:
Мы много времени проводим в перелетах, поэтому могу точно сказать, что вкуснее всего в аэропорту Амстердама: самый оптимальный вариант цены, качества и выбора. (Смеется.) Я не ем мяса уже 5 лет, поэтому мне постоянно приходится искать что-то вегетарианское в кухне каждой страны. И я нашел выход – вкусный и питательный фалафель, ищу в интернете, где его подают и  иду есть туда. Если говорить об Америке, то еду лучше купить с собой в дорогу, а не рассчитывать на придорожные кафе или забегаловки, потому что там очень нездоровая пища. Если питаться их бургерами, то под конец путешествия будешь сам похож на бургер. В Украине придорожная кухня намного вкуснее и качественней. Поэтому в переездах у нас всегда с собой много сухофруктов.

https://www.youtube.com/watch?v=PI2WPCS12xA
«Весна»

Шопинг. Что и где покупать:
Я витамины привез! В Америке очень качественные витамины. А еще мексиканский гамак. Это девчонки мне посоветовали – им очень понравилось в  нем лежать. Ну, я и купил. (Смеется.) А вообще нужно девчонок спрашивать – они всегда что-то покупают. В этот раз мы привезли целый рюкзак лекарств для армии. Его собрала замечательная община Сан-Франциско. Вместе с рюкзаком мы передали волонтерам и часть денег, заработанных в туре. После поездок у нас всегда остается много дисков. На фестивалях мы постоянно обмениваемся альбомами с другими музыкантами, и пока переезжаешь между городами, всегда найдется что послушать.

DAKHABRAКHA. Интервью с Марком Галаневичем

Без чего нельзя лететь:
Мы возим с собой столько инструментов и дополнительного оборудования! Но мы не виртуозы-инструменталисты, поэтому музыкальным инструментом для нас может стать все что угодно, в том числе и детские игрушки. Есть много маленьких, я даже не знаю их названий. Например, «ветер». Он очень простой, но всех завораживает – воспроизводит звук ветра и грома, продается в каждой сувенирной лавке со всякой псевдоафриканской утварью. Для нашей музыки характерно театрально-драматическое звучание: мы используем различные звуки, которые музыканты, как правило, не используют, а щебет птиц, волчий вой, шум ветра, гром и прочие звуки природы мы создаем голосом, носом, пальцами и др. Один из принципов нашей работы – ценить каждый звук. После выступления к нам часто подходят музыканты посмотреть, на чем же мы играем. Девчонки недавно купили на ярмарке на одном из фестивалей молоточек с семенами. Очень интересно звучит. В последние пять концертов он хорошо вписался. Никто не знает, как он называется. (Смеется.)
Конечно, мы не можем позволить себе возить в туры всю свою коллекцию – это были бы вечные перевесы. К тому же музыкальные инструменты нужно перевозить аккуратно. Бывали приключения с багажом. Так, свой аккордеон я всегда вожу только в ручной клади. Мне постоянно приходится спорить со стюардессами и стюардами. Иногда он помещается на верхней полочке, иногда приходится сидеть с ним в обнимку, потому что один раз он уже слетал в Красноярск в багажном отделении – на выходе я получил конструктор. А однажды пострадала виолончель. У нас был совместный проект с аккордеонистом-виртуозом финном Киммо Похьоненом. Прилетаем в Хельсинки, гриф отдельно – виолончель отдельно. Виолончель одолжили у Apocalyptica, пока я нашу склеивал. Z

P.S. Ближайший концерт группы DakhaBrakha в Киеве – 14 декабря в Национальной музыкальной академии им. Чайковского с программой «Хмелева Project». Это совместное выступление с трио Port Mone (Беларусь).

https://www.youtube.com/watch?v=ihUBTxAqszM
Dreams of the lost road. Перформанс на закрытии фестиваля «Гогольфест 2014»

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Ольга Закревская, пресс-служба «Гогольфест»
Видео: beTV

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях