Читайте на Zefir.ua

Джамала: Букет, подаренный с любовью

С огромной любовью ДЖАМАЛА относится ко всему, чем живет и что делает – будь то исполнение песни, съемки клипа, участие в фестивале, концерт, запись диска или первая роль в художественном фильме.

Джамала: Букет, подаренный с любовью

«Ты знаешь, почему цветы всегда обращаются к солнцу?» – задает вопрос слепой кобзарь в трейлере фильма «Поводырь». Солнце – это тепло и любовь. Цветы любят солнце, любят свой луг, любят каждую букашку и радуют нас, каждый в свою пору, особенно преподнесенные с любовью. А любовь способна горы свернуть.
В этом году певица подарила нам «большой яркий душистый букет». В нем и сингл «Чому квіти мають очі», и специальная программа на фестивале «Трипільське коло», и восхитительное исполнение в Юрмале композиций Beautiful с месседжем No war in the World, No war in Ukraine и «Ой, верше, мій вірше» Квитки Цисык в дуэте с призером фестиваля «Новая волна» Вячеславом Рыбиковым, и главная женская роль харьковской актрисы Ольги Левицкой в фильме Олеся Санина «Поводырь» (премьера 12 ноября), специальная программа на Koktebel Jazz Festival, презентация нового альбома (3 октября) и сольный концерт в Stereoplaza (12 декабря).

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Z.: Сингл «Чому квіти мають очі» буквально разрывает душу… Почему у  цветов есть глаза?
Джамала: «Або квіти мають очі» – это второе название фильма «Поводырь» (картина выдвинута от Украины на соискание премии «Оскар» – Прим. ред.). Я задумалась, почему же у цветов есть глаза. «Чому?» – звучало у меня в голове и требовало сесть за фортепиано. Песню «Чому квіти мають очі» я написала в Харькове во время съемок. Вместе с ней в сингл вошла крымско-татарская народная песня Meni ğamdan azat eyle . Это две совершенно разные по стилю и звучанию композиции. Я надеюсь, что мои слушатели услышали вопрос «Чому?» и почувствовали мою боль от событий в нашей стране. И я уверена, что наша Украина расцветет. Цветами или кактусами, неважно. Главное расцветет! Все получится, только нужно не просто верить, но и действовать. Знаете, что сейчас по-настоящему нужно украинцам – не просто работать, а пахать. Недостаточно надеть вышиванку, украсить себя ленточкой, надеть женские перчатки и вывесить флаг с балкона. Здорово, что мы стали бережней относиться к своему. Но важно заниматься самообразованием. И не делать снисхождений, вроде, ну, это украинское, какое оно еще может быть. Если это украинское кино – то это должно быть крутое украинское кино, а не просто дяде Васе дали камеру, потому что ему не нужно много платить. Надо находить деньги и нанимать лучших людей. И я безумно рада, что попала в команду к режиссеру Олесю Санину. Когда я готовилась к роли в фильме «Поводырь», то много прочитала про НКВД, расстрелы кобзарей в 1932 и 1936 годах, жизнь советской богемы. Оказалось, то время очень похоже на наше. Тогда, как и сейчас, приходилось отстаивать свое право: быть, творить, говорить и делать что думаешь. Считаю, что зрителям тоже необходимо подготовиться к просмотру картины. Пойти на такой непростой фильм без минимального знания истории – это все равно что смотреть оперу, не прочитав либретто.

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Кадр из фильма «Поводырь»

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Кадр из фильма «Поводырь»

Z.: Какое Ваше впечатление от просмотра фильма?
Д.: Первый раз я его увидела на Одесском кинофестивале. Для меня это была такая же премьера, как и для всех зрителей в зале. Я ушла с ощущением, что фильм я так и не посмотрела. Я увлеклась изучением мелочей, стараясь охватить сразу все, особенно поисками своих недостатков. (Смеется.)

Z.: Насколько Вам близка Ваша героиня Ольга?
Д.: Мы с ней очень разные люди. Мне тяжело было понять ее мотивы: как, почему она, такая правильная и честная, влюбленная в американца и мечтавшая о жизни в Нью-Йорке, вышла замуж за сотрудника НКВД. Неужели у нее не было выбора? Она же могла бороться, она же могла… Понять и полюбить Ольгу такой, какая она есть, мне было просто необходимо, иначе я бы не смогла стать ею. И я придумала ей оправдание: Ольга вышла замуж
за Владимира, чтобы быть к нему ближе. Чтобы быть ближе к врагу. Потому что, как говорил Макиавелли, друзей держи близко, а врагов еще ближе.
В одной из сцен мы видим, как она умоляет Владимира не расстреливать кобзарей. Ольга знает, что в его власти пощадить слепых музыкантов, и она приводит все возможные доводы, в числе которых: «Они же слепые, а слепой приравнивается к ребенку». Взывает к совести: «В этом поезде собрана история народа, только они знают все думы и народные песни, ведь если ты их убьешь, мы потеряем историю». Владимир остается глух к ее просьбам. Тогда в торг пошла любовь: «Ты хочешь, чтоб я тебя любила? Я тебя буду любить». Но там уже нет человека. Остаться человеком в условиях, когда, для того чтобы самому выжить, нужно предать или убить, не каждый сможет. Ольга очень сильная личность. Она умеет реагировать очень быстро, жестко, ничего не боясь. В этом наше с ней главное отличие.

https://www.youtube.com/watch?v=WkXHrG3X8w0
Трейлер фильма «Поводир, або Квіти мають очі»

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Z.: Чему Ольга Вас научила?
Д.: Она мне оставила ощущение собственного достоинства. За это «ощущение собственного достоинства» зачастую велась война на съемочной площадке: и Олесь Санин, и Сергей Михальчук (оператор фильма «Поводырь». – Прим. ред.) кричали на меня: «Пришла на площадку – надела корону!» Все это шло вразрез с моими убеждениями: чем проще человек, тем лучше. А для того, чтобы стать Ольгой, мне нужно было подняться над всеми. Если бы Ольга была приветливой, хорошей девочкой, она бы не выжила в том мире. На площадке я почувствовала, как все время хотелось расправлять плечи. Возможно, моя стеснительность объясняется особенностями восточного воспитания. У нас в семье принято было отдавать гостям лучшее, поэтому мы с сестрой уступали свои кровати и практически все лето спали на полу или раскладушках. У Ольги я научилась думать в первую очередь о себе. А еще я позаимствовала у своей героини форму ногтей. Когда я впервые пришла к прекрасному дуэту – художнику по костюмам Галине Отенко и гримеру Ирине Солодовниковой, они, увидев мои гелевые ногти, заохали: «В те времена такого не носили, Санин не потерпит не настоящего». Мой мастер по маникюру сделал мне популярную в 30-х годах форму ногтей. И мне она очень нравится. Судя по обложке Vogue 1932 года, в Америке и Париже даже лунный маникюр делали, он сейчас снова вошел в моду. Понятно, что ожидать такого шика от Ольги в советской Укра­ине бессмысленно.

https://www.youtube.com/watch?v=x4VyRPSTlQg
Джамала – «Чому квіти мають очі»

Z.: В одном из интервью Вы упомянули, что хотели бы сыграть Наталью Рахманинову и Анну Ахматову. Почему?
Д.: Анну Ахматову мне захотелось сыграть благодаря Сергею Михальчуку. На съемочной площадке «Поводыря» он мне все время твердил: «У тебя просто ахматовский профиль». Я понимаю, что он преувеличивал, чтобы я загордилась. (Смеется.) Что я даже подумала: как здорово, если бы начали снимать фильм про Анну Ахматову и меня взяли на главную роль. Я восхищаюсь этой удивительной женщиной! Что касается Натальи Рахманиновой, то мне в руки попал готовый сценарий фильма «Рахманинов». Сергей Рахманинов – мой любимый композитор, и я плакала навзрыд, прочитав сценарий. Вспомнилось все, что читала о нем и учила по музыкальной литературе в консерватории, мое воображение «подогрели» еще художественные детали и история Натальи Рахманиновой, которая играла в его жизни очень важную роль. Она была не только его женой и лучшим другом, а и сокомпозитором. Как, кстати, и супруга Игоря Стравинского. За Стравинским жена дописывала ноты. (Смеется.)

Z.: Надежная супруга – залог успеха?
Д.: Семья – это определенно команда. Если супруги не разделяют интересы друг друга, не поддерживают друг друга – смысла в такой семье нет.

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Z.: «Художнику нужны три вещи: похвала, похвала и еще раз похвала», – сказал Сергей Рахманинов. А Вам что нужно?
Д.: Сложно спорить с Рахманиновым. Только представьте, что сам Римский-Корсаков (!) назвал самого Рахманинова (!) выскочкой и высмеял его гармонии. Вспоминаешь об этом и понимаешь всю нелепость переживаний из-за негативных комментариев в Фейсбуке. А Рахманинов из-за критики Римского-Корсакова четыре года ничего не писал. Поэтому, опираясь на опыт гениального композитора, заявляю, что критика меня не сломит. Я буду бороться. (Смеется.) А что нужно мне? Определенно нужна похвала: она может обретать разные формы – простое «молодец», полный зал на твоем концерте, проданный тираж дисков, письма от поклонников. Понимание твоего творчества: конечно же, ты не можешь быть всеми любим, ты ведь не вкусный торт, но все же. И деньги: инвестировать в искусство нужно, художник все равно будет творить – это его потребность, но деньги вкладывать необходимо уже хотя бы потому, чтобы произведения были качественными. И поддержка эта должна осуществляться, в первую очередь, на государственном уровне.

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Z.: Ваше выступление на фестивале «Трипільске коло» напомнило букет полевых цветов: крымско-татарский и украинский фолк, джаз, поп-музыка, живые инструменты и народные инструменты. Какая музыка Вам сейчас ближе?
Д.: Я рада, что могу себе позволить такую свободу творчества. Да, как букет полевых цветов, в котором каждый цветок пахнет по-своему и запахи не смешиваются. (Смеется.) Я стараюсь создавать такую музыку, чтобы она продержалась не просто две-три недели на радио. Музыка ведь тоже выходит из моды, как любая вещь. Знаете, почему я считаю, что Квитка Цисык не выйдет из моды? Потому что ее альбом записан с лучшим симфоническим оркестром Америки того времени. Первые два альбома я записала с саунд-продюсером Евгением Филатовым, моим другом, соратником, единомышленником. Он всегда поддерживает мои идеи, развивает их и дополняет своими. В новом альбоме мы позволили себе абсолютную свободу. И по настроению, и по звучанию он будет очень сильно отличаться от других моих альбомов. В нем будут песни на украинском, русском и английском языках на слова разных авторов. Музыку я писала на протяжении года. Она навеяна событиями в Украине, моими личными переживаниями, разочарованиями. Например, там есть песня о дружбе. У альбома будет «прозрачный» звук. Текст и голос будут на первом плане, а аккомпанемент – гитара, или фортепиано, или просто партия барабанов будут помогать слушать текст, но не доминировать. Мы специально записывали альбом с электронными аналоговыми инструментами периода 1960 – 1970-х годов и микрофоном 1967 года, если я не ошибаюсь: он буквально рассыпался в руках, не выдерживая моих эмоций. (Смеется.) Мы его склеивали и уговаривали еще поработать. Думаю, альбом будет звучать очень модно. Мини-альбом выйдет уже осенью, а 3 октября состоится его презентация в клубе Sentrum.

https://www.youtube.com/watch?v=8ZDV1ypaYKM
Джамала, Роман Грынькив – «Я заплуталась». Трипільське коло 2014

https://www.youtube.com/watch?v=wKOH0SfSNto
Джамала, Роман Грынькив – «Порізала пальчик». Трипільське коло 2014

С выпуском полного альбома постараюсь не затягивать. Песни были написаны уже год назад, но из-за событий я откладывала их запись, потому что душа не пела. Сейчас я побывала на Одесском кинофестивале, потом съездила на North Sea Jazz, была на концерте Стиви Уандера. Это был невероятный концерт. Наверное, один из лучших, которые я посещала. Стиви находится в прекрасной форме – он играл, пел, танцевал, рассказывал истории. Я простояла под сценой четыре часа, чтобы увидеть его вблизи. И только по окончании выступления поняла, что не чувствую ни ног, ни спины. (Смеется.) Потом я поехала на неделю домой – увиделась с мамой, папой, сестрой, ее мужем и племянницей. Это было мое абсолютное семейное счастье, такое, которое никому не отдам. А еще о моем приезде прознала моя большая родня по папиной линии, чтобы Вы могли себе представить, насколько она большая – у меня только племянников и племянниц более двадцати. Каждый день во дворе накрывались огромные столы, потому что приезжала очередная партия родственников. И это было так здорово. Когда я вернулась в Киев, мы засели в студии и писали альбом без передышки. Надеюсь, что все настроение, которое я накопила за эти поездки: и радость, и грусть – все пошло на пользу. А сейчас меня ждет Роман Грынькив – наш известный бандурист. Мы хотим сделать совместную запись. Какую? Пока мы еще толком не знаем. Мы только пробовали, импровизировали в студии, баловались – я что-то пела, он что-то играл, и так получилась песня «Порізала пальчик». А потом новое особенное звучание приобрела композиция «Я заплуталась». Это такое счастье не думать ни о конъюнктуре рынка, ни о формате для радио, не быть должной никаким лейблам, не зависеть от сроков. Хочу сегодня записать электронный альбом – уже пишу; хочу сделать джазовую программу – поехала 11 сентября на Jazz Koktebel в Затоку (Одесская область). Хочу записать народную крымско-татарскую песню с аккордеонистом Шевкетом Зморкой (он переехал из Крыма) – иду и записываю. Я все-таки еще наивно верю, что для музыки, если она настоящая и искренняя, чтобы ее приняли, нужно время. Это не горячий пирожок, который должен продаться за пять минут. Настоящая музыка проверяется временем, и я верю, что мою музыку будут любить после моей смерти даже больше. Потому что знаю, что вкладываю в нее свою душу.

Джамала: Букет, подаренный с любовью

Джамала и Олесь Санин на съемках фильма «Поводырь»

Z.: Что для Вас вкус жизни?
Д.: Быть свободной, иметь возможность творить и оставаться человеком. Z

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях