Читайте на Zefir.ua

Анатолий Матешко: Дело не труба

Хорошее дело реализовал режиссер АНАТОЛИЙ МАТЕШКО, знакомый украинским телезрителям, в первую очередь, по сериалам «День рождения буржуя», «Даша Васильева. Любительница частного сыска» и по еще более 20 фильмам – в период весенних школьных каникул впрыснул украинским кинолюбам витамин хорошего настроения в яркой музыкальной оболочке.

Анатолий Матешко: Дело не трубаХорошее дело реализовал режиссер АНАТОЛИЙ МАТЕШКО, знакомый украинским телезрителям, в первую очередь, по сериалам «День рождения буржуя», «Даша Васильева. Любительница частного сыска» и по еще более 20 фильмам – в период весенних школьных каникул впрыснул украинским кинолюбам витамин хорошего настроения в яркой музыкальной оболочке. В прокат вышел первый украинский детский мюзикл «Трубач» – яркий, веселый, залихватский, со счастливым концом и с потрясающим звездным украинским составом. Да! Сплошь знакомые имена: актеры Алексей Горбунов, Нонна Гришаева, Владимир Горянский, Римма Зюбина, Ирма Витовская, Олеся Жураковская, оператор-постановщик Юрий Король, композитор Сергей Рябцев (Gogol Bordello), постановщик танцев Назар Дидык, художник по костюмам Кристина Бобкова и многие другие. Такой фильм просто обязан разлететься на афоризмы и воспитать не одно поколение школьников!

Z: За последние полгода это уже второй фильм для детей. Первый «Иван Сила». Почему Вы выбрали этот жанр?
Анатолий Матешко: В Украине не просто мало снимают кино – его 20 лет почти не было! И в последние два года лед тронулся. Когда у меня появился шанс снять полнометражный фильм, я решил, что это будет кино для детей. У меня у самого трое – один уже взрослый, а двое маленьких. Лично для меня сейчас большая проблема пойти со средним ребенком в кино. Выбираешь фильм, а в нем сцены насилия, секса, вопросы, которые я не хочу обсуждать с сыном на данном этапе. Захотелось сделать добротный семейный фильм. Сценарий был готов давно, только под него никто не выделял деньги.

Z: Как подбирали актерский состав?
А.М.: В поисках актерского состава я стал посещать репетиции в оркестрах, в том числе и оркестр, в котором играют мои дети. «Мы как в церкви побывали», – озвучил мои ощущения главный художник картины, который сопровождал меня в моих поисках. Потому что дети, которые занимаются музыкой, танцами, рисуют (неизвестно, станет ли это их профессией), уже сейчас получают очень мощный эмоциональный заряд, они самостоятельные и интересные люди. В «Трубаче» снялись ребята, которые в свои 11–12 лет уже знали как сделать блог и являются лауреатами множества международных конкурсов. Например, Полина Тарасенко из Херсона, которая исполнила одну из главных ролей. В 11 лет она играет на семи музыкальных инструментах! И ее основной инструмент – представьте себе! – тромбон. Практически все наши дети-актеры – это музыканты из музыкальных школ и танцоры детской хореографической школы при ансамбле им. Вирского. Кроме исполнителя самой главной роли. Трубача играет Леня Шевченко, который успешно сыграл Миху в фильме Виктора Андриенко «Иван Сила». Как только мы утвердили Леню на роль, тут же отправили его в музыкальную школу учиться играть на трубе, потому что музыкальный жанр требует особой подготовки. С танцорами работал Назар Дидык. Он показал себя хорошим наставником, прекрасно и с большим удовольствием работающим не только со взрослым авангардным балетом, но и с детьми. Ведь самое ценное, что есть у нас – это дети. И хочется им дать возможность попробовать свои силы во всем, чтобы они почувствовали, в каком направлении развиваться.

Анатолий Матешко: Дело не труба

Алексей Горбунов. Кадр из фильма «Трубач»

Z: А в каких кружках занимались Вы, когда были ребенком?
А.М.: Я посещал все что только можно. И спортивные секции: хоккей, фигурное катание, прыжки в воду. И музыкальные занятия – играл на баяне. Помню, как наш оркестр баянистов исполнял Лунную сонату Бетховена. (Смеется.) Музыкальное образование мне помогло во время съемок «Трубача». Это и чтение партитур, и чувство ритма, и знание инструментов, и понимание, какой из них и в какой момент вступает. То есть я могу отличить флейту от тромбона. (Смеется.)

Z: Актеры легко согласились на съемки?
А.М.: Да! Оказалось, что они очень хотят играть именно в таком кино. Мы пригласили украинских актеров, работающих сейчас в Москве. Это бывшая одесситка Нонна Гришаева и киевлянин Леша Горбунов. Зная, что у нас государственный бюджет, они сделали большие скидки, лишь бы только сняться в этом жанре. Леша все сокрушался: «Мне так надоело играть всяких босяков, бандитов, криминальных авторитетов». Более того, актеры сами озвучивали своих персонажей на украинском языке. Из собственно украинских актеров у нас сыграли знакомые всем Владимир Горянский, Олеся Жураковская, Ирма Витовская, Римма Зюбина. Я очень доволен работой и актеров, и артистов.

Анатолий Матешко: Дело не труба

Нонна Гришаева. Кадр из фильма «Трубач»

Z: Автор музыки к фильму – Сергей Рябцев, композитор и участник группы Gogol Bordello. Чем близка музыка Gogol Bordello героям фильма?
А.М.: Музыка в фильме со стилем Gogol Bordello ничего общего не имеет. За это нужно отдать должное профессионализму композитора, скрипача Сергея Рябцева. И стихи все к песням он написал. Они подростковые и очень забавные.

Z: А Вам лично близко творчество группы?
А.М.: Мне нравится. Хотя, когда я услышал первый концерт группы, то как-то не сразу понял. А самый свежий диск Pura Vida Conspiracy мне особенно нравится. Там есть очень лирические вещи. Конечно, у них много ураганных композиций, таких как Start Wearing Purple и Wonderlust King. Это мощные, программные вещи, с хорошим текстом и смыслом, которые музыканты играют с открытым сердцем и оголенным нервом. Их концерт – это полтора часа эмоций без остановки. Откуда берется эта энергия, я даже не представляю. Они буквально ворвались в мировой шоу-бизнес и сразу же попали на первые позиции.

Z: В одном из интервью Вы упомянули, что в фильме собирался сняться Евгений Гудзь. А какую роль Вы бы ему отвели?
А.М.: Это эпизод об украинском музыканте, который сейчас живет и работает за рубежом и приехал к нам на гастроли. Не секрет, что многих наших музыкантов с удовольствием принимают на работу крупные оркестры Европы и Америки. Потому что у нас музыкантов готовят шикарнейшие учителя. Такие как педагог Полины Тарасенко – Семен Николаевич Рывкин. Он воспитал множество хороших музыкантов, которые пополнили мировой арсенал. Жаль, что с Женей у нас не совпали графики. Гудзя заменил просто классный парень Юра Радковский.

Z: «Режиссерским делом должны спокойные люди заниматься, выдержанные», – поясняет Алексей Горбунов. Вы согласны с этим утверждением? Подходите под такую характеристику?
А.М.: Умение владеть собой очень даже не помешает. Каждый день на нашей съемочной площадке было по 2–3 оркестра, а это человек сто – сто двадцать. Ребята-музыканты не выпускают из рук инструменты. Тишины добиться было практически невозможно, причем порой то труба, то еще какой-нибудь духовой инструмент возникал буквально возле уха. Мы вздрагивали и пугались по несколько раз на дню. (Смеется.) Каждый такой день я завершал с твердой уверенностью, что это мой последний музыкальный фильм. Съемки мюзикла, когда ты словно находишься в музыкальной шкатулке, это такой эмоциональный удар. И тут на помощь режиссеру приходит медитация – она успокаивает.

Анатолий Матешко: Дело не труба

Полина Тарасенко и Леня Шевченко. Кадр из фильма «Трубач»

Z: Дизайнер Виктор Анисимов, в показах которого по подиуму ходили дети, рассказывал, что они оказались дисциплинированнее и ответственнее взрослых. А как Ваши юные актеры?
А.М.: Это новое поколение ребят, которое дает фору взрослым артистам. Что касается танцоров из ансамбля им. Вирского, то они сидели на площадке с утра до вечера постоянно собранные, с их стороны не было никаких выходок. Чувствуется, что эти 10–12-летние ребята уже взрослые сформировавшиеся личности, готовые стоять у станка столько, сколько потребуется. Было очень приятно наблюдать и общаться с ними. Это умные, интеллигентные представители нового поколения. От них исходит неимоверный позитив.

Z: А какие фильмы Ваших коллег Вам понравились?
А.М.: Уверен, что фильм «Брати. Остання сповідь» режиссера Виктории Трофименко будет очень интересным. Это украинско-шведский совместный проект. «Креденс» Валентина Васяновича тоже неплохая картина. К сожалению, еще не видел «Тени незабытых предков» Любомира Левицкого. С нетерпением жду истории «Урсус» («Медведь») с Богданом Бенюком в главной роли. Это совместный проект с Грузией, режиссер – Отар Шаматава. Сценарий мне очень понравился, я как раз был членом отборочной комиссии. Сюжет развивается вокруг спасения медведя на фоне гражданской войны в Грузии в 1991 году.

Z: Владимир Горянский ради фильма пожертвовал шевелюрой. Были ли еще жертвы ради этого фильма?
А.М.: Это было мое условие! Он очень хотел сниматься, но не желал стричься. Но я сказал: «Будешь сниматься, если пострижешься». Мне нужен был фриковый образ.«Ну, хааашоо», – ответил Горянский. (Смеется.) Его герой – это зло, но такое обаятельное зло, которое возненавидеть просто невозможно. Когда Горянский избавился от волос, то стал как картинка, руки сами тянутся его пощупать. И ушки мы ему сделали торчком. Других жертв не было. Были, наоборот, приобретения. Так ребята-актеры на этапе подготовки к съемкам полгода занимались в музыкальной школе. И многие из них по окончании съемок продолжили свои занятия музыкой. Даже не знаю, как к этому относиться: как к жертве или как к приобретению.(Смеется.)

Анатолий Матешко: Дело не труба

Анатолий Матешко и Владимир Горянский

Z: В целом, сколько потребовалось времени на создание фильма?
А.М.: Где-то полтора года, наверное. Был большой подготовительный период. Сначала работали над музыкальной составляющей, потом приступили к репетициям с детьми. И столкнулись с неожиданной проблемой: пока мы готовились к съемкам, ребята, которых мы отобрали, взяли и вымахали. В возрасте 12–13 лет они очень быстро растут.

Z: На какие жертвы стоит идти ради искусства? И вообще, ради чего стоит идти на жертвы?
А.М.: Вообще все делается ради удовольствия! Какими бы высокими пафосными словами, идеологиями мы ни прикрывались, любая человеческая деятельность требует получения удовольствия. Вот актер работает 24 часа в сутки ради того, чтоб выйти на сцену и сыграть, сделать что-то и получить от этого удовольствие. Жертва – это условность. Ну, хорошо, выспишься ты, но ты же что-то пропустишь, не получишь удовольствие. Удовлетворение от выполненной работы только добавляет годы жизни и здоровья.

Z: Как Вы считаете, имеют ли сериалы право на жизнь?
А.М.: Когда мне предложили снимать первый украинский сериал «День рождения буржуя», многие мои коллеги говорили: «Да ты что! Опустишься и будешь снимать сериал?». Они сами сидели в это время без работы, но на меня показывали пальцем. Для меня всегда было важно заниматься профессией, и пока не было возможности делать это, я снимал рекламные ролики, какие-то документальные фильмы, просто «заказуху». Важно понимать течение времени: сегодня снимают на такую-то камеру, завтра на другую. Если же только на бумаге делаешь фильмы, то очень быстро выпадаешь из времени. Благодаря сериалам у нас выросло поколение молодых кинематографистов, не только режиссеров, операторов, но еще очень важное среднее звено, без которого невозможен кинематограф: второй режиссер, художник, декоратор, весь пост-продакшн. Это целая гвардия людей, которые должны учиться на том, что они делают. И сериалы дают эту возможность. Сейчас в мире вообще изменилось отношение к сериалам. Я, и не только я, считаю, что, например, западные сериалы по драматургии интересней, чем полнометражные фильмы. Отчасти потому, что в свое время многие драматурги Голливуда перешли в сериальную продукцию, и сериалы стали просто качественней.

Z: «Значит, нужные книги ты в детстве читал». А какие они, нужные книги?
А.М.: Сейчас ребята настолько мировоззренчески изменились. Мой Колька, ему 14, очень читающий парень. Он читает и «Гарри Поттера», и Лукьяненко, и Лесю Украинку, и Иван Франко ему нравится. Важно читать! Мне сложно ответить какие книжки. Книжки хорошие должны быть, содержательные. Если в книге есть какая-то глубокая мысль, то даже маленькому интересно.

Z: Какая книга произвела на Вас наиболее яркое впечатление?
А.М.: «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Человек в таких тяжелейших условиях проявил удивительной силы характер и способность к выживанию!

Z: Что для Вас вкус жизни?
А.М.: Это работа, которая приносит удовольствие. Которая у тебя получается, и ты чувствуешь, что находишься на своем месте. А недавно я отдыхал на Гоа, где провел целых 25 дней ничего не делая. И, знаете, мне понравилось ничего не делать. (Смеется.) Z

Анатолий Матешко: Дело не труба

Интервью: Юлия Найденко
Фото: Пресс-служба Анатолия Матешко

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях