Читайте на Zefir.ua

«Суд на Джоном Демьянюком»: возвращение на киевскую сцену

Суд над Джоном Демьянюком

В Киев триумфально вернулась скандальная киевско-петербургская постановка «Суд над Джоном Демьянюком», композитором которой выступил Дмитрий Саратский, один из основателей театра «Мизантроп».

«Суд над Джоном Демьянюком» – музыкальный спектакль-кабаре, в свое время (этой весной) наделавший очень много шума и вызвавший столько споров, сколько не вызвал ни один киевский спектакль за год. Самое парадоксальное, что постановку, обвиненную в неэтичности и осквернении моральных ценностей, обличали люди, ее не видевшие. Откуда они взяли сведения о ее безнравственности, совершенно неясно, но защищали свои убеждения они яростно. В конце концов спектакль пришлось перенести с одной площадки на другую и представление состоялось практически чудом.

Редакция zefir.ua с одной стороны была заинтригована этими перипетиями, с другой – объективно не видела причин для такой истерики. Пьесу «Суд на Джоном Демьянюком» написал Джонатан Гарфинкель, канадский драматург еврейского происхождения. Потому попытка увидеть что-то неэтичное в нормальном желании художника осмыслить прошлое своего народа, свое прошлое, удивляет.

Рассказ о Иване Демьянюке – загадочном старике, чье прошлое не покорилось восстановлению ни на суде США, ни на еще более дотошном израильском суде, решен в жанре кабаре. Иван – хороший механик, добрый парень и прекрасный отец. Его семья преданно поддерживала его на всех бесконечных судах, в которых прошла его старость. Но что он делал в 1943? Провал в памяти. Иван утверждает, что не помнит.В 1941 потерялся, отстал от своих и бродил в голых степях, стал военнопленным, послушно исполнял все, что прикажут. Запоминаются эпизоды из детства Ивана, пережитый голодомор, когда, чтобы выжить, маленький Демьянюк съел своего лучшего друга, выращенного им лично из маленького щенка. Возможно именно тогда моральные рамки этого человека были разрушены навсегда. Навсегда поселился животный страх и покорность — чтобы спастись, если надо, любой ценой.

На судах одни улики явно свидетельствуют против Демьяньюка, но тут же появляются алиби. Этим алиби противостоят новые улики и суд длится бесконечно. В абсурд происходящего драматург и режиссер погружают зрителей с помощью кабаре. Актеры поют о печах крематория, шутят об Освенциме и высчитывают, что 1,2 еврея в минуту сжигалось в печах. Этот эффект отстранения приводит к парадоксальному результату: драматический взгляд на трагедию стал дежурным, и мы перестали воспринимать эту историю так остро, как раньше. Отстраняясь, и слегка меняя угол обзора, мы по-новому ужасаемся произошедшему и снова задаем себе вопрос: «Как такое могло случиться?».

Авторы не радуются заключению Джона, не расстраиваются из-за его освобождения. Они не отвечают на наш вопрос: так виновен ли Демьянюк или нет? Основной вопрос, основная тема спектакля: что ты делал в 1943, Джон? – остается без ответа. Спектакль, обвиненный в циничности, последовал принципам экзистенциальной гуманности: главный судья Ивана Демьянюка – он сам.

Гостями на представлении были актрисы Римма Зюбина и Дарья Трегубова, солист группы «Вагоновожатые» Антон Слепаков, телеведущий Максим Нелипа, кинокритик Андрей Алферов, актер Алексей Тритенко, режиссер Станислав Гуренко, продюсер Яна Алтухова и другие.

Постановка прошла на Малой Сцене Stereo Plaza. Тут же 3 декабря пройдет премьера от театра «Мизантроп» – «Король Убю» по пьесе Альфреда Жарри.

Обзор: Дарья Литвинова
Фото: пресс-служба спектакля «Суд на Джоном Демьянюком»

Римма Зюбина
Римма Зюбина
Алексей Тритенко
Алексей Тритенко
Даша Тригубова
Даша Тригубова
Максим Нелипа с женой
Максим Нелипа с женой
Яна Алтухова
Яна Алтухова
Суд над Джоном Демьянюком
Илья Мощицкий, режиссер спектакля «Суд над Джоном Демьянюком»

Суд над Джоном Демьянюком

Суд над Джоном Демьянюком

Суд над Джоном Демьянюком

Суд над Джоном Демьянюком

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях