Читайте на Zefir.ua

ГогольFest – свидания с современным искусством

29856216606_ef4cd2385b_k
Раз в год в сентябре широко распахивает двери неожиданный, необычный, невообразимый, удивительный мир современного искусства, проводником в который является «ГогольFest»

«Современное искусство – это когда люди делают то что хотят» – простая истина, случайно подслушанная в разговоре посетителей мультидисциплинарного фестиваля современного искусства «ГогольFest». Именно эти слова zefir.ua берет эпиграфом всего фестиваля.

img_6062
Проект «Пиджак Гоголя»

Участники фестиваля действительно все десять дней творили что хотели, и с огромным удовольствием.

29652934291_2b9e0c456a_o
Проект «2036: Продажное искусство»
29443065730_301ca023d9_o
Проект «2036: Продажное искусство»

А творить было где. Старожилы «ГогольFest» «жалуются», что на киностудии им. Довженко фестиваль получался самым душевным, но нам все же показалось, что на Арт-заводе «Платформа» он нашел свое место. Потому что укромных помещений, которые можно качественно освоить, там очень много. Для каждого направления нашлось свое собственное пространство, будто предназначенное специально под конкретное событие. Тут тебе и большой концертный зал с хорошей акустикой, где проходили самые значимые выступления фестиваля. И загадочный камерный концертный зал «Бункер» с фантастической акустикой, словно предназначенный для исполнения академической и экспериментальной музыки со стереоэффектами. Несколько театральных сцен разной камерности. Кинозал в подвале. Просторные выставочные залы.

29157511394_47d62564c2_k
Цирк-опера «Вавилон»
img_6236
Hamlet. Драма для тромбона и симфонического оркестра
29871439276_692a20ff5b_k
«Блук: ипровизация в Бункере»

Очень хочется, чтобы все эти пространства продолжали жить в течение года. Перед фестивалем zefir.ua посчастливилось обсуждать с директором «ГогольFest» Владом Троицким жизнь «Мыстецького Арсенала», в котором так и не удалось создать культурный кластер с художественными студиями, театральными подмостками, кинозалами, концертными площадками, танцевальными залами и др.

29698739586_8d930affcf_k
Скульптурный цех. Спецпроект»

Прогуливаясь «улочками» Арт-завода, пришла в голову мысль, что вот оно! – то место, в котором может существовать современное украинское искусство во всех его проявлениях.

Здесь может быть танцевальный класс, здесь цеха для скульпторов, мастерские художников, а тут фотолаборатории и т.д. Да! Пусть здесь еще все выглядит «дешево и сердито», запущено и постапокалиптично, но в этой разрухе есть некий шарм, где включается фантазия и бунтует дух.

img_5508
Скульптурный цех. Спецпроект»

Для нас же «ГогольFest» стал местом первого свидания со многими проектами, за которым последует еще немало теплых встреч и открытий.

Уверены, такие свидания на фестивале пережили немало людей. Программа фестиваля 2016 года оказалась настолько насыщенной, что не было возможности посетить все (хотя очень хотелось). Поэтому мы делимся теми событиями, которые нас поразили больше всего.

СВИДАНИЕ С ТЕАТРОМ

Фестиваль показал разнообразие независимой театральной сцены Украины.

Театр «Переселенца» – новый театральный проект Украины, представивший на фестивале свою сцену – «Сцену переселенца». Бесхитростные истории простых людей, потерявших дом, рассказанные непрофессиональными актерами, вызывают сильнейшую эмпатию. Театр помогает лучше узнать и понять людей, живших по ту сторону ментальной границы, условно разделяющей Украину не столько на зону АТО, Крым и мирную землю, сколько на запад и восток. «Театр переселенца» – это театр-документ, театр-свидетельство катастрофы, постигшей Украину, способ реабилитации для людей, вынужденных в одночасье бросить устоявшуюся жизнь и начать все сначала. Проект работает в Центре наук и искусств Diya на территории киностудии им. Довженко. Заглядывайте на его спектакли чаще – это интересно.

img_6136

img_6130

img_6161

«Дикий театр» – открытие украинской театральной сцены 2016 года. Он называет себя альтернативой традиционному репертуарному театру, создавая спектакли на острые, дискуссионные темы. Так, на «ГогольFest» труппа показала треш-спектакль на два отделения «Попы, менты, бабло и бабы». «Осторожно, нецензурная лексика!» – гласило предупреждение перед спектаклем. Залихватски закрученная история с элементами комедии и трагедии, в которой было что-то от «Ромео и Джульетты», что-то от картин Эмира Кустурицы. Смотрелся спектакль почти как сериал, и очень хотелось узнать, каким будет финал. Мы настоятельно рекомендуем постановки этого театра, только берегите уши: он злой, выразительный и острый на язык. У него нет постоянного помещения, поэтому стоит следить за программой. На сегодняшний день в репертуаре «Дикого театра» уже шесть спектаклей.

29792954766_3854589df4_k

29792955866_dd8e7798f8_k

29828284165_35fe2aeaee_k

Театр «Апарте» (Харьков) привез на фестиваль музыкальный перформанс «Картин не будет», созданный по мотивам повести Даниила Хармса «Старуха». Полный скрытых смыслов и символов текст авторы трансформировали в пьесу, построенную на сочетании различных видов искусств – классической музыки, оперы и театра, погрузив зрителя в удивительный мир, в котором смешались фантазии и реальность, сон и явь главного героя. Все роли в спектакле исполнил молодой актер Алексей Боричевский. Впредь будем следить за спектаклями и гастролями харьковского театра.

29285816883_9fa2727e2e_k

29284929564_46c85101b9_k

29284927464_0a3d23a2fe_k

«Новая опера» представила на фестивале спектакль нового формата – сон-оперу «Непрості» на основе одноименного романа Тараса Прохасько. Это пятичасовый перформанс-колыбельная, главные участники которого: препарированный рояль (помните оперу IYOV?), игрушечное пианино, глухой контрабас, старая скрипучая скрипка и автор Тарас Прохасько, читающий текст куняющим, укутанным в одеяло слушателям. Интересно, что же им приснилось той необычной ночью?

29900689816_ea0a2369c6_k

29826252462_89f2b664f6_k

29308038174_12e2d5c54e_k

29308038824_6f7f9c94b3_k

29308035234_288c7e1bb5_k

29900695676_49a0b341c7_k

СВИДАНИЕ С ВЛАДОМ ТРОИЦКИМ

Специально для «ГогольFest» Влад Троицкий приготовил целых три масштабных постановки. Уверены, каждая из них – это не разовое событие, и у всех, кому не удалось попасть на них в рамках фестиваля, еще будет такая возможность.

«…але вітер…» – кинематическое представление. Это притча о встрече, любви, расставании и надежде. На сцене – трое актеров, которые не говорят ни слова и практически не двигаются. Герои представления – человек, со всеми его чувствами, ожиданиями и конфликтами, и ветер, немой и невидимый свидетель и… собеседник. В качестве декораций – пятьдесят вентиляторов. Музыкальное сопровождение – ударная установка (Андрей Надольский), шумы сцены.

29648060442_5d860eebcc_k

29648060122_bdba1517a3_k

29134935273_89f3c303c7_k

29132632444_f4fd4f58ac_k

Оперу-цирк «Вавилон» уже пригласили на ряд европейских театральных фестивалей в 2017 году. Библейская легенда о попытке человека дотянуться до Бога, помещенная в современные реалии. Потрясающая авторская находка – передать смешение языков и народов путем смешения контрастных музыкальных стилей: авангарда и рока, трип-хопа и шаманского фольклора, оперы в романтическом стиле и барокко. Напряжение конфликта Бога и человека передается с помощью сразу четырех видов искусства: оперы, музыки, цирковых номеров и визуальных эффектов. «Вавилон» – это уже третья опера режиссера Влада Троицкого, композиторов Романа Григорива и Ильи Розумейко и команды «Новая опера».

29785352725_b3d1b4af08_k

29785351575_109ef42538_k

29785346365_35ecf5c23d_k

29766755971_9ddb42dfe4_k

29749334136_5ad14698fe_k

29672713622_884c43802f_k

Цирк-кабаре «Бабы Babylon» – размышления о различиях между женщинами и мужчинами. Участницы фрик-кабаре Dakh Daughters и артисты цирка рассказывают историю о том, как мужчины строили Вавилонскую башню. Но женщины-то знали, что ничего не получится. Конечно же, башня упала, и мужчины перестали понимать друг друга, так что решать проблемы пришлось женщинам. Выразительные средства спектакля – традиционные кабаре, китч, стеб, шум, крик в исполнении девушек из Dakh Daughters и удивительной красоты цирковые и танцевальные номера в исполнении цирковых артистов: эквилибристов, воздушных гимнастов, виджеев. Это сочетание треша и высокого искусства, провокации и красоты чувств. Во время спектакля zefir.ua стал участником такого диалога с работником цирка, который пришел на шоу посмотреть на «конкурентов»:

Работник цирка: Вы не находите, что это ужасно?
Zefir.ua: Нет, не нахожу. В спектакле есть красота.
Работник цирка: Разве это цирк? Они пять минут провисели на обруче, но не показали ни одного трюка!
Zefir.ua: Они танцевали. Трюк здесь не главное. Цирковые номера – это всего лишь иллюстрация.
Работник цирка: Да мы с вами тоже можем залезть на этот обруч и также покрутиться.
Zefir.ua: Возможно. Постарайтесь воспринимать это как шоу, а не как набор цирковых номеров. Это смешение жанров: это и театр, и цирк, и балет, и кабаре, и панк-концерт.

В декабре цирк-кабаре «Бабы Babylon» покажут во Франции.

img_5133

img_5118

img_5092

img_5070

img_5054

img_5037

29849508975_d9cdb393de_k

29849486745_b771825404_k

СВИДАНИЕ С КЛУБОМ ATLAS

В рамках дружеского взаимообмена клуб Atlas представил свою программу на фестивале «ГогольFest». И, как и в случае с фестивалем Atlas Weekend, это был смотр достижений украинской современной музыки, в котором было место и для открытия новых имен: её, daKooka, The Elephants, Ольга Пулатова (Flёur), Cepasa, и для выступления известных исполнителей: «Бумбокс», Bahroma, Vivienne Mort, SunSay, Alloise Electro Live.

img_5801
daKooka
img_5755
её
img_5246
Bahroma
img_6405
The Elephants

Открытием фестиваля номер один для нас стал Antonina Project. Наконец, дочь Нины Матвиенко Антонина
нашла способ вписать потрясающий голос, талант и знания, доставшиеся от матери Нины и бабушки Антонины, в современную жизнь. Соединение народных песен из коллекции бабушки с чистейшей электроникой оказалось эффектным и эффективным, потому что под эту музыку захотелось танцевать. Она одинаково хорошо будет звучать как на танцполе с лазерным шоу, так и под открытым небом какого-нибудь летнего фестиваля. Во время выступления на Atlas Stage немного не хватило визуальных эффектов и вкрапления живых инструментов: сопилки, зозульки и др., ведь их звучание в композициях присутствует. Альбом Antonina, записанный вместе с музыкантом Александром Шульгой – яркий пример течения world-music. Его Тоня Матвиенко на фестивале исполнила вместе с DJ Alya Lime Kid. Очень ждем развития проекта.

img_6321

img_6343

Как всегда безупречным оказался «Бумбокс», который сейчас готовится к двум уникальным концертам «Меломания» и «Family Бізнес» (19 ноября) и «Family Бізнес III» (20 ноября). Играли исключительно старое, любимое. Пробовали специальную программу?

img_5484

img_5377

Не отстал и SunSay. Весело, жизнерадостно, вкусно: потанцевали, покричали, согрелись – сняли напряжение от насыщенного фестивального дня, требующего включенности и внимания. По крайней мере, именно таким нам показалось предназначение этой сцены – расслабиться после мыслительных нагрузок. Уже скоро, 2 декабря, SunSay представит в Киеве свой новый альбом «Выше головы».

img_5994

img_5950

img_5906

Закрыло Atlas Stage яркое выступление российского электронного музыканта Mujuice. Уже не раз выступавший в Киеве Рома Литвинов приготовил специальное аудиовизуальное шоу, и пространство под сценой стало на полтора часа единым живым организмом.

img_6712

img_6598

img_6649

P.S. ОБИДЫ

Их, наверное, две: «Уличная еда» и вечная тема – стоимость билетов.

Больше всего обид «ГогольFest» досталось за фестиваль «Уличной еды», который уже давно и прочно закрепился на «Платформе». Дескать, был раньше «ГогольFest», а теперь стал «ГогольЕст». А Вы бы предпочли не есть и слушать, скажем, в тишине бункера дружный хор голодных желудков, распевающий на разные голоса, потому что негде было после работы подкрепиться? Да, на территории фестиваля отчаянно вкусно пахло свежими шашлыками и копченой рыбкой, и в любой момент можно было зайти и совершить кулинарное путешествие: фалафель, тайский суп, буррито, кесадилья, китайская лапша и др. Совершенно потрясающими по соотношению «цена–качество–вкус»  оказались осетинские пироги. На фестивале практически не было алкоголя, и за подобное уважение к фестивальной публике организаторам надо сказать огромное спасибо – пьяных не было.

img_6054
Скульптурный цех. Спецпроект»

img_5552

img_5547img_6106

img_4949
Скульптурный цех. Спецпроект»
img_4948
Скульптурный цех. Спецпроект»

Еще одна волна обид, обрушившаяся на фестиваль – стоимость билетов и количество событий за дополнительную плату. Конечно же, было сложно определить, на какое из событий стоит купить билеты и не прогадать. А при едином входном билете мы, вполне вероятно, наблюдали бы постоянное брожение от зала к залу в поисках чего-то более увлекательного. Но, как однажды на пресс-конференции сказал Олег Скрипка, за работу все должны получать деньги. И артисты – не исключение. А понимание, на какое из событий фестиваля приобретать билеты, придет с опытом. Следите за культурной жизнью страны.

img_6105
Выставка Burn. Babylon
img_6100
Выставка Burn. Babylon
img_6099
Выставка Burn. Babylon
img_6095
Выставка Burn. Babylon
img_6072
Выставка Burn. Babylon
img_4924
Проект «2036: Продажное искусство»
img_4940
Проект «2036: Продажное искусство»
img_4936
Проект «2036: Продажное искусство»
img_4934
Проект «2036: Продажное искусство»
img_4929
Проект «2036: Продажное искусство»

Побывав почти на всех десяти днях фестиваля, попробовав на вкус театр, танец, музыку, рассмотрев выставки, мы вывели для себя формулу правильного посещения «ГогольFest», как и в случае с первым свиданием – быть самим собой, быть открытым к диалогу и ничему не удивляться, ведь, возможно, Вы стоите на пороге новой удивительной жизни.

Обзор: Юлия Найденко
Фото: Евгений Церна, repor.to

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях