Читайте на Zefir.ua

«Король Убю»: смелая постановка от театра «Мизантроп»

«Король Убю», гротескная пьеса французского абсурдиста Альфреда Жарри, от театра «Мизантроп» пройдет 6 марта в Малой Опере

Театр «Мизантроп» 6 марта покажет один из своих премьерных спектаклей — «Король Убю. Спектакль о власти, разыгранный рабами». Это всеукраинская премьера, поскольку пьеса французского драматурга Альфреда Жарри была поставлена в Украине впервые.

Альфред Жарри — непризнанный при жизни гений французской драматургии. Самоуверенный и самовлюбленный, он очень близко к сердцу принимал любую критику. Премьера «Короля Убю» в Париже прошла с грандиозным скандалом, как Жарри и рассчитывал, специально эпатируя публику. На грандиозного успеха, как у Гюго с его «Эрнани», не последовало. Парижане посчитали Жарри шутом, он вызвал лишь издевки. Этого нарциссичная натура драматурга не выдержала. Он вел себя все более эксцентрично, из-за чего люди его стали сторониться, вскорости промотал все свои капиталы, голодал и умер в 34 года, скорее всего вследствие алкоголизма.

Эксцентричный Жарри стал основоположником абсурдистской драматургии ХХ века. Им восхищался Аполлинер, сюрреалисты, дадаисты и футуристы черпали у него идеи, а Антонен Арто, новатор театра ХХ века и основатель концепции «театра жестокости» создал «Театр Альфреда Жарри».

Пересматривая и перечитывая «Короля Убю», критики и мыслители обращали внимание, что Жарри предсказал весь ХХ век с его тиранами, тоталитаризмом, войнами и революциями. Кто-то видит в пьесе аллюзию на Октябрьскую российскую революцию с приходом к власти большевиков, кто-то изображение гитлеровского режима Германии во главе с неадекватным фюрером. Но Жарри умер в 1907 году. До первой мировой оставалось еще 7 лет, не говоря уже о 1918-м и второй мировой.

Каждый раз, когда «Короля Убю» все таки ставят на сцене, это выглядит вызовом правительству, государству и всему строю. В этой злой сатире обязательно кто-то узнает себя, кто-то оскорбится, а кто-то обидится. Поэтому неудивительно, что в Украине пьеса зазвучала впервые спустя более ста лет с момента премьеры.

Сюжет «Короля Убю» перекликается с сюжетом «Макбета» Шекспира. И там, и там человек жаждет власти, свергает законного правителя, садится на трон и сталкивается с последствиями. В обеих пьесах толчком к действию становится амбициозная супруга, которая впоследствии сама ужасается получившимся результатам. Но если в «Макбете» акцент сделан на индивидуальности человека, захватившего власть, на его душевных порывах, то «Король Убю» исследует социум, окружение власть имеющего, от верхов до самых низов, анализирует их внутренние переживания, их внешние реакции, и предъявляет зрителям результат.  Чтобы это подчеркнуть, режиссер принял решение не закреплять за актерами определенные роли. В каждой сцене назначался свой Убю, — внезапно и непредсказуемо. Минуту назад этого человека утопили в ванне, сейчас у него на голове красная корона, как переходящее знамя, а еще через 5 минут он танцует перед нынешним Убю, старательно выказывая все возможное подобострастие. Сценография решена графично и минималистично: сцена практически пуста. Центральное место занимает большая ванна. В ней отдыхают, целуются, топят неугодных, складируют трупы, едят из нее. Белая ванна, когда на нее направляют красный прожектор, становится алой. Все костюмы в мире папаши и мамаши Убю красные: от носков до торжественного мундира капитана Бордюра и плаща Убю. Красный — нарядный, торжественный и кровавый. Вообще торжественного, кроме материальных вещей, в постановке Ильи Мощицкого мало, хотя Убю и его соратники стараются. Но торжественность рушится глупыми речами, суетливостью, основанной на жадности, и перерождается в злую карикатуру на власть.

«Король Убю» – это наш личный диалог с великим неуёмным Альфредом Жарри. Он каждый день провоцирует нас, задает неудобные вопросы, заставляет недоумевать, смеяться, предъявлять к себе самые высокие требования. Мы, в свою очередь, через спектакль направили бушующую энергию Жарри в зал», — рассказал режиссер.

Музыка Дмитрия Саратского заслуживает отдельных слов. Саундтрек связывает действие, задает ритм и энергию, дает точные характеристики персонажам и ярко подчеркивает абсурд и иронию происходящего на сцене. По словам самого композитора: «Новый спектакль «Мизантропа» — это пример современного театра. Довольно непривычного даже для нас. Это более жесткая постановка по сравнению с предыдущими. В ней меньше музыкального и танцевального наполнения, но больше драматического».

Имя «Папаша Убю» — стало во Франции нарицательным выражением.

Оценить премьеру пришли уважаемые театральные критики страны, режиссеры, актеры, а также звезды телевидения: Алексей Суханов, Дарья Коломиец, Андрей Доманский, Татьяна Гончарова, Дарья Трегубова и другие. На спектакле присутствовали представители французского культурного центра в Украине.

Где: Малая Опера, ул. Дегтяревская, 5

Когда: 6 марта, 19.00

Сколько: 149 — 549 грн

Фото: пресс-служба театра «Мизантроп»

Top

Присоединяйтесь к Zefir.ua
в социальных сетях


Warning: file_put_contents(/var/www/www-root/data/www/zefir.ua/wp-content/uploads/essb_compiled/2566c291e59e185c12a331fef1e235f3.css): failed to open stream: Permission denied in /var/www/www-root/data/www/zefir.ua/wp-content/plugins/easy-social-share-buttons3/lib/core/cache/essb-precompiled.php on line 58

Warning: file_put_contents(/var/www/www-root/data/www/zefir.ua/wp-content/uploads/essb_compiled/2566c291e59e185c12a331fef1e235f3.js): failed to open stream: Permission denied in /var/www/www-root/data/www/zefir.ua/wp-content/plugins/easy-social-share-buttons3/lib/core/cache/essb-precompiled.php on line 58